В конце марта появилась и достаточно быстро завоевала поклонников рекламная кампания новой коллекции от Holmuradov Design.


В кампании обыгрывалась известная в Ташкенте фраза «Proud to be Uzbek» во всех возможных вариациях. В тизере дизайнер и его команда призывают развивать искусство и восточную тематику, а не заниматься слепым копированием.


VOT связался с руководителем бюро Улугбеком Холмурадовым и узнал подробности акции, поговорил о том, как развивать искусство и почему он находит фразу «Proud to be Uzbek» абсурдной.


Пару слов о самой коллекции

Эта коллекция лимитирована, о чем говорится в названии — «20 no more». Они идут ограниченной серией, у каждого изделия будет не более 20 копий.


Чем выделяется эта коллекция среди остальных, кроме позиционирования? В каждой коллекции есть своя генеральная линия, то, что мы обсуждаем с нашими дизайнерами, главный ее мотив, то, что хотим ею сказать. Наше бюро всегда задумывается о социальном подтексте работы, мы делаем вещи, которые должны быть остросоциальными, помогать широким слоям населения, раскрывать глаза на что-то. Мы хотим приближать качественный дизайн к тем, кто никогда о нем не задумывался, считая, что им это не нужно.


У нас есть масса арт и дизайн-проектов, которые показывают, что дизайн очень сильно влияет на повседневную жизнь обычного человека. И когда он сталкивается с качественным дизайном, он понимает, что это облегчает и жизнь, и выбор.


Но при этом главный посыл нашего бюро — я делаю это, потому что хочу и могу это делать. И мне кажется, что это важно в любом начинании. Но если своей работой я могу сказать что-то большее, почему я не должен этого говорить? И если я могу сделать больше, чем просто кольцо, почему не должен этого делать? Это творческий процесс, и таким образом из любой вещи можно сделать произведение искусства.


Proud to be: Подготовка

В последнее время я все чаще задумываюсь над тем, как должно выглядеть продолжение наших национальных традиций? Кто мы есть как народность? Что нас отличает от французов, американцев, других наций? Без дополнений — самсы, фруктов, тюбетеек и прочего. И я не могу найти ответа на этот вопрос, хотя размышляю над ним достаточно долго.


И спустя какое-то время выходят майки с определенным слоганом, которые сразу же бросаются в глаза своей нелогичностью. Просто давайте продолжим ряд? Ну допустим, я горд тем, что я австралиец, горд тем, что я китаец, кореец, американец… Возникает логичный вопрос — ну и что? Чем американец лучше француза? Или чем китаец лучше киргиза? Продолжим ряд дальше — горд тем, что я блондин. Логично? Нет. Горд тем, что я шатен, мулат. Чем тут гордиться? Что дает повод для гордости?


Мысль об абсурдности этого девиза была всегда, но только сейчас мы смогли увязать все эти мысли с нашей коллекцией. Получилось свести воедино все — фото, изделия, слоган и посыл. Мы сделали это в нашем стиле и собственным почерком. Мы всегда делаем то, что выходит за рамки просто ювелирных изделий, закачиваем туда социальный смысл. В данной коллекции он таков — долой дешевый дизайн, долой его дешевые образцы.


Над рекламной кампанией этой коллекции работали около месяца. Начинали в начале марта.


Когда я говорю «мы», то имею в виду организацию Holmuradov Design. Непосредственно над кампанией коллекции работали: я, модель Алина Гимранова и фотограф Саидазим Фазылов.


Сначала мы выдали коллекцию, пришли к одной финишной черте. В феврале я связался с Саидаизмом, предложив ему идею насчет новой коллекции. Она заключалась в том, чтобы обыграть слоган Proud to be различными формами, показав его абсурдность, и Саидазим поддержал ее. Алину мы взяли, потому что она непосредственная и артистичная. В обсуждении графического дизайна участвовали только мы с Саидазимом. А выбрал я его потому, что его графический дизайн интересно дополняет его фотосеты. И также он интересно работает с формой и цветом.


Зачем это было нужно?

Люди привыкли видеть милый дизайн, именно «милоту», меня всегда коробило это слово. И слоган, который мы обыгрываем, — проявление этой самой «милоты». Но по сути он является позором нас как нации, и мне все время хотелось пошагово объяснить почему. Ведь не может быть такого, чтобы все это понимали, но никто не говорил об этом. Потому что не было еще громкого заявления, в котором бы хоть кто-нибудь пытался объяснить, почему это плохо и почему это позорит нацию.


У меня нет опасения, что люди запомнят нашу кампанию, но упустят саму коллекцию. И даже если запомнят только рекламную кампанию, для меня это будет уроком, ведь отрицательный результат — тоже результат. На будущее буду знать, что картинка может перебить изделие. Но кому будет интересно, тот пойдет смотреть, о чем коллекция и чем она интересна.


Хотелось бы, чтобы узбекский дизайн был не просто своевременным и не отстающим от своих аналогов, но чтобы мы действительно делали что-то свое и делали это хорошо. Чтобы мы понимали, что делаем и зачем. Мы должны продолжать национальный стиль, но он не должен быть фейково-полезным, как пленка на молоке. Хороший дизайн внутри такой же, как и снаружи. То, что вы видите на поверхности, взаимосвязано с техникой и технологией изделия, там одна мысль прошивает все изделие насквозь. Это я и хочу объяснить.


Развитие, а не деградация

Мы сделали национальную коллекцию, но при этом не заимствовали никаких узоров, не стали имитировать икат, рисовать гранаты, фрагменты минаретов. Мы не сделали ничего, что в нормальном дизайнерском сообществе считается дурным тоном. Флер востока передавали цветом, геометрией, тем, что ассоциируется с ним, дает намек, но никак не кидает тебе этот восток в лоб.


Потому что через какое-то время наши дети будут считать примитивные образцы дизайна достоянием, нашим наследием. У нас есть самобытные вещи, то же самое сюзане, школа миниатюры, тюбетейки, вышивки и другое, но дизайнеры продолжают повторять их как клише, а не развивать.


Если перерисовать восточную тему, как дизайнер не вырастешь, не станешь умнее, просто появится еще одна копия. И почему это должно считаться актом творчества, когда человек просто берет фрагмент иката и лепит его на майку? При повторении одного и того же нельзя находиться на одном уровне, происходит деградация, регресс.


Чтобы изменить ситуацию, нужно тщательно изучать законы цвета и формы. Могу привести в пример Саиду Амир. Те эксперименты, что она выдала после обучения в Лондоне, — это шедевр, особенно для нашего рынка. Она с самого начала задумалась о технологии, об узоре, о цвете и настолько фундаментально пересмотрела все это, не нарушив при этом канонов, что я с уверенностью могу сказать: да, это шедевр. И это результат работы над собой, изучения своего дела.


Поэтому нужно больше изучать, задавать себе сложные вопросы, завышать самому себе планку. Для чего? Конечно, и так все продается, есть такое устойчивое выражение «пипл хавает». Но если постоянно делать одно и то же, завтра будет нечего есть. Если бы каждый игрок рынка постоянно задумывался над продвижением и развитием себя и своего дела, то не возникало бы вопроса: «А чем еще удивить потребителя?»


Нужно популяризовать грамотный, правильный дизайн. Не должно быть засилья любительского дизайна, и если бы каждый игрок рынка задирал себе планку все выше и выше, его бы и не было.


Конечно, рынок еще будет к этому приходить, придут новые дизайнеры и рано или поздно изменят ситуацию. И тут есть два варианта — либо сидеть и ждать этого прихода, либо делать свое дело и развивать и себя, и рынок.


Текст: Дарина Солод

Фото: Саидазим Фазилов