Антон Коваль — один из сооснователей сервиса TouchFlow — об идее создания приложения для обмена вибрациями между пользователями мобильных телефонов. История создания IT-проекта для глобального рынка и основных возникших проблемах.


Поиски идеи

Три с половиной года назад три друга обсуждали, как было бы классно создать какое-то уникальное приложение и развить его до мировой известности. Мы думали о том, что еще можно сделать с помощью телефона, какие возможности, помимо имеющихся, смартфоны могут дать человеку.


Потом ко мне пришла идея передавать вибрации в любом ритме и любой продолжительности. То есть я беру свой телефон, открываю какой-нибудь контакт, нажимаю на него, и телефон выбранного человека будет вибрировать точно так же, как я нажимаю на экран своего. Мы снова собрались вместе и решили, что попробуем сделать небольшое приложение. Первоначальная идея заключалась в том, что телефон должен был просто вибрировать, даже в заблокированном состоянии, но дальше — больше: мы придумали возможность рисования. Когда собеседник заходит в приложение, я могу водить пальцем и рисовать. И мои движения будут проявляться в виде рисунка на его экране.


Через несколько месяцев после обсуждения идеи я предложил нанять программиста, потихоньку вкладывать деньги и уже начать работу. Раскручивались мы медленно, потому что у каждого есть свои дела и работа. Нам попался программист, который помогал разрабатывать приложение, но работал над этим около года, потому что, как оказалось, он только учился программировать.

Он сделал, что мог, но мы были недовольны, потому что получилось не так, как хотели и задумывали изначально.


Тогда мы начали искать других программистов, но так как сами не разбираемся в программировании, было очень тяжело найти хорошие кадры. Оказалось, что заказывать разработку у крупных компаний очень дорого. Потом один из нас сам начал учиться программированию на HTML5. Позже к нашей команде присоединился четвертый человек — программист, который написал серверную часть приложения, в то время как клиентскую — визуальную часть, которая устанавливается на самом телефоне, написал наш товарищ, учившийся программировать.


Мы долго дорабатывали все функции. Наша цель сводилась к тому, чтобы создать приложение, которое будет как, например, Whatsapp или Telegram — работать идеально, без единого бага и глюка. А у нас были и баги, и глюки; приложение вылетало и притормаживало. И вот однажды, наконец, наступил тот момент, когда мы, взяв два телефона, смогли отправить первый рисунок и первые вибрации. Это было неописуемое чувство, ведь все это на самом деле делалось своими силами. Видя результат своей работы, мы очень вдохновились.


От идеи до реализации

Самый главный вопрос, который нам всегда задают, — какой полезный контент мы будем давать? На презентациях проекта тоже были вопросы типа: в чем польза от приложения?


Не очередная ли это игрушка, в которую можно поиграть и бросить? На самом деле это сложный вопрос, на который конкретного ответа мы до сих пор не нашли, и на данный момент приложение не несет смысловой нагрузки. Но я отвечал на вопросы так: если мы сделаем приложение идеально работающим и красивым, то даже с двумя базовыми фишками — передача вибрации и рисования — человек будет хотеть каждый раз им пользоваться. Вот, например, Instagram. До этого существовала куча социальных сетей, где можно было выкладывать фотографии, но Instagram сделал это красиво и просто, в два клика: нужно лишь наложить фильтр и выставить фотографию.


Я думаю, мы придем к успеху, если сначала дойдем до такого же уровня красоты и легкости, а в дальнейшем, основываясь на отзывах, будем добавлять фишки и полезный контент.


Мы задумывались над тем, чтобы добавить чат, но окончательное решение примем на основании отзывов. Если людям он действительно нужен, конечно, добавим.

Изначально мы хотели создать продукт, который будет полезен и которым будут пользоваться. А уже потом придумали бы, как на нем заработать. Но так как условия рыночной экономики и процесс поиска инвесторов заставляют заранее задуматься о методах монетизации продукта, мы разработали три варианта. Это либо продажа дополнительных функций в приложении (мы уже придумали и расписали очень много интересных фишек), либо бесплатная — light и платная — full версия, либо продажа самой идеи крупной компании, типа Facebook или Google. Они могли бы воплотить наши идеи в своих приложениях как дополнительные фишки. Наш проект создается для глобального рынка, поэтому мы хотим запускаться сразу на 6–7 языках. Облазили весь Интернет, Play Market и Apple Store, но ничего похожего не нашли. Самой большой проблемой для нас были и сейчас являются программисты, которых мы ищем в свою команду. На рынке очень мало опытных кадров.


Анализируя потенциальный рынок пользователей, мы не подходили к этому делу профессионально с точки зрения маркетинга. Мы просто делились нашей идеей с друзьями, когда где-либо встречались с ними, и в ответ получали только вау-реакцию. Нас просили дать его, чтобы попробовать. Это нас вдохновляло, и когда вышла рабочая версия, мы разослали ее 10–15 знакомым, которые им сейчас пользуются.


Мы не боимся, что нашу идею украдут, потому что, услышав о чем-либо, люди в большинстве случаев думают, что кто-то это уже реализовал, и лишь редкие подумают, что надо тоже взять и сделать. Но, конечно, у нас есть страх, что проект может не «взлететь», я стараюсь быть готовым к этому, но сейчас мы просто окрылены своей идеей. Главное — верить в свою цель, работать и упорно пытаться дать понять людям, что эта вещь, которая им нужна, и одновременно делать ее лучше.


Всю документацию по приложению мы уже подготовили, рассчитали затраты и составили примерный план продвижения и рекламы. Грубо говоря, подготовили небольшой бизнес-план. Сейчас у нас есть готовое рабочее приложение, и мы находимся на стадии поиска инвесторов.


Планы на будущее

В ближайшем будущем мы видим свой проект как снежный ком, набирающий пользователей. Хотим смотреть на счетчики в маркетах, которые постоянно крутятся, показывая количество скачек. Мы хотим видеть это так, но как будет на самом деле, никто сказать не может.


А в дальней перспективе у нас очень грандиозные планы. Мы хотим создать нишу продуктов по передаче чувств. Не социальные сети, а именно создание и развитие ниши сервисов передачи всех человеческих чувств, сколько их существует.

Это может быть создание новых гаджетов, которые будут передавать вибрацию или запахи, как, например, созданное в Японии кольцо, передающее запахи. Узнав про него, мы подумали, что в принципе это все реально и можно внедрить в дальнейшем. Это браслеты, которые смогут сжимать руку так, как сжимается второй связанный браслет, как будто бы человека взяли за руку. Это может быть встроено также и в одежду. Или интерактивная карта в телефоне с возможностью видеть, где находится пользователь TouchFlow, повибрировать ему и познакомиться.


На презентациях стартап-проектов я видел много людей, которые реально «горели» своими идеями. Они готовили презентации, рассказывали и показывали. Кто-то в них верил, кто-то нет, а кто-то жестко критиковал их. Я могу лишь сказать, что если вы верите в свою идею, в то, что она может реализоваться, то не стоит отпускать ее. Главное — «болеть» своей идеей.


P.S. Приложение пока не доступно для скачивания и находится в стадии разработки.


Текст: Шухрат Махсудов