«Сам себе повар» — многообещающий кулинарный проект, совсем недавно запущенный в Ташкенте. Клиент выбирает блюдо из меню и получает возможность приготовить его своими силами, на собственной кухне, пользуясь подробными инструкциями. Курьер доставит необходимые продукты, а опытный повар в любой момент даст совет и поможет разрешить любые трудности.


Анастасия Ли и Алишер Сейтниязов — создатели проекта «ТЧК» и организаторы сервиса «Сам себе повар» рассказали нам о своей идее, об ощутимой пользе и о том, почему готовить дома — это круто.


Появление идеи

Алишер: Если мы видим до сих пор не решенную проблему и способ ее реализации, то сразу готовы действовать. Все совпало: существует проблема, решение которой в городе никто предоставить не может. У нас, в свою очередь, есть инструменты для ее решения, есть желание и интерес.


Анастасия: Да, «Сам себе повар» родился как раз из такой проблемы, которую мы хотели решить сами для себя. Во-первых, я не люблю ходить по магазинам за продуктами. Во-вторых, мы работаем допоздна, и на это не остается времени. Ну и, в-третьих, я не умею выстраивать пропорции продуктов так, чтобы приготовить какое-нибудь блюдо на двоих. Готовлю обычно на шестерых человек, и едим мы это в лучшем случае несколько дней, а чаще просто выбрасываем. Вот и появилась идея: сделать что-то, что помогло бы в первую очередь мне. В ТЧК очень хороший повар с большим опытом, но днем он скучает. Поэтому мы решили задействовать его, чтобы он смог делиться своим опытом с теми, кто не умеет готовить.


Оказалось, что интерес у мужчин к этому гораздо выше. Алишер, например, не умел готовить, но с первого раза сделал очень вкусные манты, а потом и лазанью. С хорошим визуальным описанием все получается просто и легко.


Алишер: Для новичков, которые никогда не готовили — я, например, — это очень крутой опыт. Готовить для любимых людей — в кайф. Сводить девушку в ресторан может каждый, все это делают, но приготовить что-то самому намного интереснее. Просто, когда идея только появилась, я и был первым тестером.


Анастасия: Многие часто себя ограничивают и недооценивают. И такой опыт помогает понять, что человек действительно способен на что-то. Нельзя ведь сказать, что готовка — это просто, но всему можно научиться.


Как показывает опыт наших тестеров, готовка хорошо влияет на отношения с близкими людьми. Это эмоции, это чувства. Близким людям видно, что человек, бедняга, старается, торчит несколько часов на кухне. Один наш знакомый, который опробовал сервис, утверждает, что жена теперь любит его больше.


Составление меню

Анастасия: Для составления меню нам не пришлось выдумывать чего-то особенного. Есть основное меню ТЧК, есть повар и продукты, которые мы закупаем каждый день. Этими продуктами мы сейчас и ограничены.


Алишер: В скором времени список на порядок расширится, и в этом случае клиентам уже может понадобиться наша помощь с выбором блюд. Основная проблема — сформировать меню таким образом, чтобы все было доступно, легко для реализации, не требовало профессиональных навыков и специального оборудования. Во всем помогут разобраться заготовки и наши непосредственные инструкции.


Анастасия: Допустим, вы решили приготовить борщ. Для этого вам нужна четвертая часть вилка капусты. Вы пойдете на базар и разочаруетесь, потому что четверть вам никто не продаст. «Сам себе повар» отправит вам эту четверть, а также уже очищенную морковь и половину свеклы. Вы сможете избежать перерасхода продуктов. Или захотели вы, например, приготовить нежный стейк. А это только бон филе, такого продукта весом менее полутора — двух килограммов просто не существует. Вы не сможете пойти и купить те самые необходимые именно вам 300 граммов.


Инструкции по приготовлению составляем мы с поваром. Снимаем либо видео, либо делаем GIF, которые помогают правильно и красиво, как в ресторане, оформить блюдо. Все блюда до описания мы готовим сами. Стараемся вывести как можно более точные пропорции ингредиентов, которые понадобятся для готовки.


Помощь клиентам в процессе

Анастасия: Люди пишут нам, в основном, в Telegram или на странице Facebook. Звонят очень редко — видимо, эра звонков уже прошла. И с самого начала мы расспрашиваем человека о его опыте. Если клиент говорит, что верх его кулинарных навыков — это яичница, манная каша и омлет, то мы понимаем, что все заготовки должны максимально упрощать ему задачу. Если будем знать, что человек опытный, с большим стажем, то можем создать для него более увлекательный процесс с простором для импровизации.


Если в процессе готовки возникают трудности, люди звонят повару. Тут уже действительно не пишут, а звонят. И повар досконально объясняет, что нужно делать, инструктирует по любым вопросам. Мы всегда на связи. Есть менеджер, который следит за процессом с самого начала, и, если вдруг повар в определенный момент будет слишком загружен, то человеку все равно окажут помощь люди, знающие толк в этом деле.


Планы на будущее

Алишер: Мы планируем расширять проект, но как именно — не скажем. Сами пока не знаем. Вообще, хотелось бы видеть в городе больше именно не похожих друг на друга проектов.


Конкуренция — это, конечно, хорошо. Но разнообразие и наличие выбора, наличие сервисов, в корне отличающихся друг от друга, — лучше.


Анастасия: Если честно, нам не нравятся такие определения, как «проект» или «стартап». Все когда-то уже было придумано, хоть мы и не подразумевали об этом. Оказалось, что в России подобный сервис существует очень давно, и узнали мы о нем только тогда, когда нам задали вопрос.


К этому отдельному проекту мы не питаем грандиозных надежд и не строим планы. «Сам себе повар» — дополнительный инструмент ТЧК для того, чтобы использовать опыт, знания и ресурсы, которые мы накопили за время работы. Будем надеяться, что людям понравится готовить дома в этом формате.


И как это работает

Редакция VOT на собственном опыте проверила работу сервиса и делится впечатлениями.


Для начала координатор сервиса, а в нашем случае им была Анастасия Ли, уточнила, что умеет готовить тестировщик, определив, какое блюдо будет проще сготовить. Отметая блюда, где надо жарить мясо и работать с тестом, нам выпало готовить бризоль.


Тестировала сервис редактор VOT Дарина Солод, и она же делится впечатлением.


«Учитывая, что я не очень люблю готовить, так как в процессе слишком много рутины — вымыть, порезать и почистить, приготовление пищи всегда отнимает много времени и сил. Особенно после долгого трудового дня. Кроме того, у меня всегда были проблемы с пропорциями и описанием — слишком плохо понимаю, что значит „до золотистого цвета“ и „четверть от полученной массы“.


Что порадовало с самого начала — внимание к деталям. Мне доставили два пакета — основное блюдо и салат, в каждом пакете были подписанные пакетики, чтобы не запутаться, где и что лежит и для чего оно нужно. Умилили и заочно вызвали уважение аккуратно запакованные в пакетик пластыри на случай, если горе-повар порежется.


Общий процесс готовки занял у меня больше часа, под чутким руководством Анастасии. С момента старта она отвечала на все мои вопросы в стиле: „А заворачивать ли картофель в фольгу“ или „Порезать крестиком — это как“? Кроме того, самый крутой ход — это гифки. Ты не просто читаешь рецепт и слушаешь своего координатора, но видишь каждый этап процесса в мельчайших подробностях и просматриваешь столько раз, сколько понадобится. Меня гифки просто спасали, и они намного удобнее, чем видео, в котором нужно нажимать на паузы и надеяться на способности Интернета.


Весь процесс очень грамотно просчитан — пока у тебя печется картошка, ты делаешь салат, к моменту, как картошка готова, ты начинаешь работу над бризолью. Фотографии готового продукта помогают определить, насколько ты далек от идеала и что нужно было сделать лучше. Но, как ни странно, внешне моя бризоль мало отличалась от той, что на фото. Ничего не могу сказать про вкусовые качества — не с чем сравнивать, так как блюдо в моем исполнении было первым, попробованным за всю жизнь. Но, даже учитывая все мои кулинарные способности, получилось на самом деле вкусно и очень сытно.


Буду ли я пользоваться сервисом дальше? Буду. Почему? Это удобно. Не нужно заморачиваться над тем, что сготовить, как и в каком количестве. Открыл меню, выбрал, получил определенное количество продуктов и не портишь себе настроение рутиной — почистить картошку или помыть овощи. Приготовление продуктов превращается в чистый кайф, где ты просто пытаешься сделать что-то вкусное и всегда сможешь спросить совета, если вдруг что-то пошло не так. Не нужно тратить время на поход в магазин, на выбор продуктов, и у тебя не остается лишних ингредиентов. В таком формате готовка становится чем-то приятным и невероятно увлекательным».


Текст: Борис Жуковский

Фото: Сам себе повар