В феврале этого года в Ташкенте открылся первый большой пончиковый магазин, где можно попробовать классический американский пончик. Затем, совсем недавно, открылась вторая точка в Samarqand Darvoza.


VOT связался с основателями пончиковых Фарходом Максудовым и Отабеком Отабековым, и узнал, как сформировалась цена, почему их лого напоминает другой продукт, что такое Dots и что еще может предложить этот молодой бренд?


От идеи до внедрения: Как Dots Donuts появились в Ташкенте

Путешествуя за рубежом, мы часто ели пончики. Но почему-то, столь популярный за рубежом, этот продукт так и не дошел до Ташкента, по крайнем мере в таких масштабах, как в других странах.


Немного подумав, мы решили, что есть резон запустить такой продукт и здесь. Хотя у нас есть много других, не менее замечательных десертов, однако целенаправленного магазина пончиков нет. И мы решили, что нужно дать ташкентцам возможность выбирать, пробовать и радоваться этому продукту, не выезжая за пределы страны.

Идея пришла давно, но реализовывать мы начали ее чуть больше года назад. Над проектом работала команда из шести человек — с самого начала до момента запуска. Перед стартом проекта мы провели свое маркетинговое исследование — опрашивали людей в многолюдных торговых центрах, наблюдали, какие продукты им наиболее интересны, как они реагируют на новые предложения. И исходя из этого решали, какие места будут пользоваться спросом и где наш продукт встретят с радостью, а какие места можно оставить на потом и открыть пончиковую немного позже. Основной задачей было сделать пончики приемлемыми и доступными и создать сеть, которая будет покрывать весь Ташкент.


Dots Donuts — это не местный продукт, придуманный и созданный нами. Мы работаем по франшизе с компанией Dots, с которой подписали эксклюзивный договор на производство пончиков в Узбекистане, и нам дали официальное разрешение на продажу продукта от имени их бренда. Однако то, как выглядят наши точки, дизайн, оформление и размещение — наша работа, от Dots мы получаем только продукцию. По условиям франшизы мы можем не советоваться с ними о том, как будет выглядеть новый магазин, но не имеем права менять рецептуру.


Dots предоставляет нам свои рецепты — мы не можем изменить вкус теста, поменять начинку, изменить размер или формат пончиков. То, что купит ташкентский покупатель, на вкус будет идентично тому, что он приобретет в Испании или любой другой стране Европы, работающей с Dots. Многие предположат, что вкус может измениться из-за качества муки или крема, однако мы не покупаем местных продуктов. По тем же условиям франшизы нам завозятся почти готовые полуфабрикаты, которые мы здесь доводим до ума и предлагаем нашим гостям. И поэтому вкус пончиков всегда стабилен и соответствует мировому уровню.


Первые шаги к открытию: Как выбирали места

Первым местом, где мы хотели открыть свой магазин, был Samarqand Darvoza. Но так получилось, что администрация молла не была уверена в том, что Dots Donuts будут интересны посетителям и что этот продукт — настоящий американский пончик. И нам не дали разрешения на открытие точки. Немного подумав, мы разместили первую пончиковую рядом с Вестминстерским Университетом, где первые посетители оценили наш продукт и остались им довольны. Через какое-то время мы снова обратились в Samarqand Darvoza, показав, что пончики и интересны, и популярны, и открыли вторую точку на фудкорте этого молла.


В дальнейшем планируем расширять наш бренд до формата кофейни. Мы не останемся небольшим Pop-up store. У нас будет фирменное место, где можно выпить кофе и поесть пончиков. Там не будет расширенного меню, ограничимся только нашим продуктом. Кофейня будет готова в ближайшее полугодие — сейчас мы активно заняты поиском места. Планируем покрывать город очень быстрыми темпами — с момента открытия первой пончиковой на «Весте» до открытия второй в «Дарвозе» прошло меньше месяца, и мы будем двигаться с такой же скоростью. В наших планах открытие как минимум пяти точек в Ташкенте и нескольких — в регионах.


О том, чтобы открыть пончиковую, мы начали думать очень давно — передвигаясь по Ташкенту, неосознанно задавались вопросом: «А подойдет ли нам вот это место и как магазин пончиков будет смотреться здесь?» И запуск проекта — наша мечта, которую мы смогли осуществить.


Мы пока не думаем о прибыли, сейчас главное — продвигать пончики и завоевывать доверие потребителя. Мы еще слишком молодые игроки рынка и не можем гнаться за прибылью, просчитывая, что получим от Dots Donuts.


Мы не заимствовали логотип

Мы получали очень много комментариев о том, что наш логотип один в один похож на логотип Dunkin Donuts, однако это не так. У нас другая философия и другая концепция, логотипы отличаются друг от друга. Да, у наших лого есть определенные сходства, но есть и множество различий — в названии, цветовой гамме, деталях. Почему они похожи? Потому что пончик, как и любой другой продукт, окружает ряд стереотипов. Например, пончик, как правило, едят вместе с кофе, это неразрывная связка. Поэтому на нашем логотипе изображен стаканчик кофе и заглавные буквы названия.


И здесь есть еще один нюанс — люди по большей части знают только одного мирового производителя пончиков — Dunkin, но на самом деле их множество, и все они популярны в своих странах, у каждого есть свой покупатель. Но даже у нас есть клиенты, которые знают о существовании Dots и радовались открытию европейского бренда в нашей стране.


«Почему так дорого»

Когда мы запустили проект, было множество вопросов о цене пончика. Восемь тысяч — это не единственная цена, которую можно увидеть в Dots Donuts. Цены варьируются от двух тысяч до 12, и цена формируется в связи с разными критериями: размер, вес, начинка. К сожалению, цена на продукт зависит не от нас, условия здесь диктует рынок. Во-первых, меняется стоимость исходных ингредиентов, во-вторых, мы работаем по франшизе, а значит, правила устанавливаются не нами. Поэтому цена, которая есть сейчас, оптимальна на данный момент, и мы работаем над тем, чтобы она оставалось стабильной. Существует вероятность, что нам придется повысить цену на пончики, но есть точно такая же вероятность, что она будет ниже — это зависит от изменений на рынке. Кроме того, люди, которые любят качественный продукт, будут покупать наши пончики — в сравнении с другими десертами этот стоит дешевле и во много раз сытнее, одним пончиком совершенно спокойно можно наесться, наслаждаясь его вкусом.


Мы делаем все, чтобы клиент был доволен

В дальнейшем будем работать над лояльностью к бренду. Мы думаем над тем, какие акции лучше проводить и когда, каким образом поощрять выбор нашего клиента. Хотелось бы делать какие-то подарки нашим постоянным покупателям к праздникам, и мы работаем над тем, чтобы успевать радовать своих гостей. Разрабатываем свою собственную дисконтную систему для постоянных клиентов. Кроме того, работаем над сертификатами, подарочными купонами и т. д.


Наш бренд делает все, чтобы потребитель получал наш продукт максимально комфортно. С самого запуска проекта мы включили доставку как обязательное условие хорошего сервиса — любой желающий может написать нам в телеграм, посмотреть меню, выбрать все что угодно и получить заказанные пончики спустя 10–15 минут лично в руки. Кроме того, доставка в радиусе трех километров абсолютно бесплатна, вне зависимости от того, сколько пончиков вы хотите и сколько они стоят. Радиус три километра рассчитывается от ближайшего места заказа, где есть Dots Donuts.


Не можем сказать, что мы столкнулись с какими-то феноменальными трудностями или сложностями при запуске. Можем быть уверены только в одном — для открытия своего дела нужно запастись терпением. У каждого предпринимателя, особенно начинающего, свой подход и свои проблемы, и терпение — единственный универсальный совет, который можно дать каждому.


Текст: Егор Хмельницкий

Фото: Финат Разяпов