VOT совместно с Workly продолжает спецпроект «Рабочий механизм» — серию материалов о том, как устроена работа в крупных и известных компаниях Ташкента.


В спецпроекте вы узнаете о том, как устроиться на работу в эти компании, что они предлагают персоналу на рабочем месте, как устроены рабочие механизмы внутри компании, какие предусмотрены бонусные системы, соцпакеты и многое другое, скрытое от глаз потребителей.


Workly — это система учета рабочего времени, помогающая оптимизировать рабочие процессы.


Немного о компании

ITE Uzbekistan входит в группу компаний ITE Group (Великобритания), у которой 25 офисов в 18 странах мира. Специализация компании — проведение выставок и выставочный бизнес. Ташкентский офис ITE проводит 20 выставок в год, каждая имеет статус международной.


Компания работает на выставочном рынке Узбекистана уже 20 лет. Помимо проведения выставок, ITE организовывает конференции и b2b-встречи. В рамках выставок, как правило, продумывается объемная программа — пресс-конференции, спикинги, митинги и т. д., для которой привлекаются партнеры и с той, и с другой стороны.


Специфика выставочного бизнеса — сезоны, выставки проходят в основном весной и осенью, однако и летом, и зимой работа также не прекращается. Они проходят не только в Ташкенте, последнее исследование показало, что из-за развития регионов нужно расширять работу по всему Узбекистану.


Где базируется ITE

Офис компании находится в центре столицы, и это удобно сотрудникам, так как во время работы бывают и встречи, и поездки, а центральное расположение помогает экономить время.
Расположение офиса удобно и тем, что он находится в глубине района. Здесь спокойно, вокруг множество мест, где можно полноценно пообедать, для сотрудников функционирует бесплатная парковка.


Офис — удобный для работы open-space, несколько конференц-комнат, отдельная кухня, которая одновременно и столовая, и место для отдыха.


Кроме того, нет проблем с общественным транспортом — поблизости метро, остановки наземного транспорта и такси.


Штат компании

В компании почти нет текучки кадров, потому что выставочный бизнес сложный и на обучение сотрудника уходит много времени. Есть в штате сотрудники, чей стаж берет начало с момента основания компании, — по 10–20 лет, и за это время здесь сформировалась семейная атмосфера.


Отделы компании взаимосвязаны друг с другом, задач, которые бы отдавались на аутсорс, практически нет. Здесь собственный отдел дизайна, который занимается баннерами, плакатами и т. д., айтишники, создающие сайт под каждую выставку. Сейлс-менеджеры занимаются поиском партнеров, взаимодействуют с клиентами. Маркетинг, бухгалтерия, технические отделы, которые собирают, вывозят и привозят выставки, HR, автономный call-центр, своя клиентская служба по работе с внутренним рынком и финансовый отдел. Постоянно в компании работают 25 человек, технический отдел привлекается посезонно, непосредственно перед выставками.


В среднем тематическую выставку посещают порядка 13–14 тысяч человек. Масштаб мероприятия требует больше рук, ведь команда из 25 сотрудников не справится с таким потоком. Тогда помогают стажеры-волонтеры. Они приходят по разным причинам — кому-то важна языковая практика, кому-то нужен опыт работы в международной компании, кому-то интересен выставочный бизнес. Выставка — это один из самых больших ивентов страны, куда приезжают люди со всего мира, съезжаются послы и гости столицы. И это расширение нетворкинга во всех направлениях.


Найм, испытательный срок и условия

Как правило, компания набирает уже готовых профессионалов с опытом работы, получивших высшее образование. Так как команда уже сформировалась, из нее крайне редко уходят, а значит, текучки и потребности в новых специалистах почти нет. Стать частью ITE можно, работая волонтером на выставках.


Бывают и случаи, когда появляется потребность в том или ином сотруднике, его ищут через рекомендации и свои каналы, не прибегая к помощи специализированных сайтов.


Структура компании меняется, и состав сотрудников будет расширяться. Еще одна специфика бизнеса выражается в том, что нельзя прийти на позицию и работать, если у вас не было опыта ранее, это очень тяжело.


У каждого сотрудника большой список обязанностей. Так как компания интернациональная, здесь работают согласно международным корпоративным стандартам. И чтобы работать продуктивно, нужно «повариться» в этом деле, дабы не испортить проект и не потерять место.


На первый взгляд, все кажется слишком сложным и страшным, но есть и свои плюсы. В первую очередь, это опыт работы в международной компании и, соответственно, международный стаж, что дает дополнительные баллы при переходе в другую компанию.


Во-вторых, это международный обмен опытом. Выставки проводятся в 25 странах мира, и в правилах компании командировать сотрудников на зарубежные экспозиции, чтобы они понимали устройство рынка в других странах. Проработав несколько лет, у сотрудника появляется понимание устройства международной корпоративной культуры, глобального рынка, маркетинга, сильно улучшаются навыки прожект-менеджмента и понимание различий.


Для тех, кто все-таки попадает в штат, есть своя программа адаптации, помогающая новичку обжиться на новом месте, познакомиться с рабочим механизмом компании, с сотрудниками и регламентом работы ITE. Отдельного наставника тут нет, обучение, как правило, массовое — каждый отдел рассказывает, как происходит взаимодействие, в чем особенность той или иной структуры.


Соцпакеты, особенности и мотивация

Одна из особенностей ITE — непрерывное обучение персонала, так как выставочный бизнес постоянно меняется. Здесь нужно изучать новые инструменты и предлагать клиентам. У каждого отдела своя программа развития, которую либо составляет HR компании, либо сотрудники сами формируют запрос о повышении квалификации.


Кроме того, один из элементов повышения квалификации — выезд на зарубежные выставки и обмен опытом. Сотрудники получают возможность изучить новые форматы и, возможно, что-то внедрить в работу ташкентского филиала. Но это не праздный вояж, в котором ребята прохлаждаются и гуляют, а тяжелая работа.


Для обучения, в зависимости от темы, приглашаются менторы и коучеры, которые помогают понимать те или иные процессы и нововведения. Но основной упор все равно делается на внутрикорпоративное обучение — обмен опытом между сотрудниками, программы, присылаемые из головного офиса в Британии, и т. д.


У компании своя стратегия развития, которая составляется на ближайшие 10–20 лет, и поэтому в обучение и повышение квалификации персонала вкладывается много сил и ресурсов.


Как такового социального пакета здесь нет. Из-за того, что у каждого отдела свои потребности, компания обеспечивает сотрудников всем необходимым для работы. Если человеку для его трудовой деятельности нужен дополнительный телефон или сим-карта, компания удовлетворит его потребность. Но единого формата для всех сотрудников нет. Главное, на что делается упор, — это развитие себя как профессионала.


Праздники отмечаются всей компанией, как государственные, так и личные. Поддерживается дух общности, люди общаются и после работы, могут собираться на совместные прогулки или встречи. Для сотрудников это их второй дом.


Дружный коллектив не приемлет склочности и агрессии. Сотрудники, которые не находят общего языка с коллегами, здесь не приживутся.


Так как компания работает по международному стандарту, здесь принят дресс-код, четыре дня в неделю сотрудники должны придерживаться smart-casual, пятница — свободный день, и можно прийти на работу в джинсах. Существует корпоративная этика и правила поведения для персонала, которые также были разработаны в головном офисе в Британии.


Рабочий график персонала

Специфика работы откладывает отпечаток и на рабочее время персонала. У компании своя система учета рабочего времени, и каждый работник обязан отмечать время прихода на рабочее место, отмечаться, когда ему нужно выехать на деловую встречу, и т. д. Рабочий график не всегда нормирован, персонал обязан отработать свои восемь часов, но рабочий день может начаться не в 09:00, как это принято в большинстве компаний, а в 10:00, если есть такая необходимость. Сотрудники подстраиваются под рабочий день филиалов из других стран.


Здесь нет критерия отработки часов, единственным критерием оценки работы является качество проведения выставки — если она проходит хорошо, в срок и укладывается в дедлайн, тогда задача выполнена.


Кроме того, так как у каждого отдела свои обязанности, график работы у них тоже разный. Один из приоритетов работы — дедлайны, и это «священная корова» компании. Если задачу необходимо выполнить до пяти часов дня, она будет выполнена, иначе смещение графика повлечет за собой сбой в работе всей компании. Задачи каждого прописываются перед началом выставки, и все друг под друга подстраиваются.


Благодаря биллинговой системе HR считает, сколько времени человек проводит на работе и сколько находится вне офиса. Перед встречами нужно обязательно предупреждать о своем отсутствии, так как компания должна знать, чем занимаются ее сотрудники. Отдельный KPI каждого сотрудника — тоже не обязательная часть работы, вместо этого здесь работают с графиками и дедлайнами, это намного продуктивнее и эффективнее для формата компании.


Текст: Егор Хмельницкий

Фото: Финат Разяпов