В предпоследний день зимы в ташкентской галерее Bonum Factum прошло открытие проекта «Пазлы искусства». Проект включает в себя ряд выставок, которые пройдут в различных выставочных залах Ташкента. Первая в списке — однодневная экспозиция «Кадр до рождения», где были собраны лучшие работы художников и фотографов города.


О чем эта выставка, в чем ее необычность, мнения участников и гостей, читайте далее.


Что это?

Информация о проекте начала появляться задолго до открытия проекта. В Facebook были анонсы, тизеры и фотографии предстоящего мероприятия. Если коротко — 23 ташкентских фотографа и художника, как профессионального, так и любительского уровней совместно с композиторами города поработали над выставкой нового, не совсем привычного для Ташкента формата.


Коллаборация интересна и тем, что художники не знали о том, какая композиция будет сопровождать их работы в итоге, и услышали музыку только перед началом выставки.


Проект делится на три этапа — открытие и выставка на один день в галерее Bonum Factum 28 февраля, продолжение в ташкентском Доме фотографии со второго по восьмое марта и заключительная часть — показ и серия мастер-классов от участников в театре «Ильхом» с 11 апреля по 2 мая.


Кто организаторы?

Организаторами и вдохновителями идеи стал волонтерский фестиваль авторского короткометражного кино Afishka, который отмечает в этом году свое пятилетие. Идею поддержали Академия искусств Узбекистана, ташкентский Дом фотографии, галерея Bonum Factum, театр «Ильхом» и другие.


В честь своего юбилея Afishka собрала самых талантливых и одаренных деятелей культуры, каждый со своим индивидуальным почерком и особенностями.


Сколько человек в проекте?

В проекте приняли участие 12 художников, среди которых Ростислав Шеховцев, Александра Володина, Мария Коровина, Мария Вавилова и другие. 11 фотографов — Дмитрий Лигай, Игорь Тен, Ирина Сухина, Фархад Каримов, Глерн Аксенова и другие. Над музыкальным оформлением работали Алексей Поляков, группа W-Double You и Александр Александров. Организаторы — Шавкат Юлдашев — художественный руководитель Afishka, Тимур Ирикович — руководитель проекта, фотограф и Анна Чуб — помощник фестиваля.


Что такое «Пазлы искусства»

Шавкат Юлдашев

Художественный руководитель Afishka, организатор проекта


На протяжении пяти лет моего волонтерского проекта, фестиваля короткометражного кино Afishka, я очень любил объединять несколько видов искусства: изобразительное искусство, искусство фотографии, музыку и, конечно же, кино. За эти годы было много экспериментов участников выставок, и мне очень хотелось выделить их. В прошлом году решился и начал с названия «Пазлы искусства». У ребят появилось вдохновение, много идей, подхватили композиторы, и действительно пазлы стали объединяться.


Решение, с каким именно материалом будет работать автор, приняли очень быстро. Для меня они были на равных по творческой силе поиска. И это несмотря на то, что в команде есть и профи, и любители (именно те, которые любят свое творчество и особенно эксперименты). Стоял вопрос о выборе темы. И он не заставил ждать, ведь рядом Afishka, и она натолкнула меня на «Кадр до рождения».


Ну, а после замечательная идея, что будет звучать музыка, специально написанная для каждого автора, просто поразила всех участников. Ее подал наш талантливый композитор, автор гимна нашего фестиваля Александр Александров. Он давно держал эту задумку в себе, так как несколькими годами раньше ее предложил его отец Юрий Александров, замечательный искусствовед. Конечно, больше времени ушло на реализацию именно этого замысла. Выбрать окончательный вариант предложили мне, за что я благодарен всем авторам и организаторам. Я решил, что композиторы создадут сами свои музыкальные шедевры наедине с работами участников, и получился интересный эффект.


Готовиться начали в октябре прошлого года. Основные организаторы — я и мой руководитель по технической части Тимур Ирикович, ну и конечно, наши участники, которые с радостью присоединялись к нам, предлагая новые идеи. И еще рядом была Анна Чуб, которая очень нам помогала практически во всем, отчего наш процесс значительно ускорялся. Последние штрихи мы завершали в январе, творческие и технические моменты пересекались, объединялись, и всегда, хоть и со сложностями, приходили к общему! Авторов в конце января стало 23, и я решил на время сказать «стоп». Но поток продолжается, ведь проект очень заразителен.


Мои ожидания от открытия оправдываются. Я волновался, что не все компоненты сработают, но творческая атмосфера благодаря и участникам, и зрителям была именно такой, как и планировалось. Очень хочу, чтобы и на втором старте все удалось. Я уверен, что все прошло хорошо благодаря долгому подготовительному периоду, скрупулезному отношению участников к проекту. Приятно, что нас поддержали Академия искусств Узбекистана, ташкентский Дом фотографий, галерея «Бонум Фактум» и театр «Ильхом», предоставив свои замечательные залы. На это я даже не надеялся, но поэтапно все получается. Пазлы соединяются.


Большая часть участников — художники и фотографы, которые в течение пяти лет участвовали в нашем фестивале. Меняли свои стили, поиски, направления. А те авторы, которые примкнули к нам недавно, это творцы, которые хотят делиться своим творчеством, картинами или фото. Всем единогласно у нас нравится атмосфера, и это для меня очень важно.


Мнения участников и зрителей

Глерн Аксенова

Фотограф


Готовиться к выставке мы начали еще осенью. И с каждым днем приходили все новые и новые идеи, добавлялись новые авторы. Отбор работ прошел очень быстро — я показала то, что было, Шавкат Юлдашев и Тимур Ирикович выбрали три работы, которые и были представлены в первый день. Выбор остальных занял примерно три минуты.


Мне очень нравится музыка, написанная для меня Александром Александровым. Я услышала ее только перед выставкой, когда работы уже висели в галерее. Он уловил суть моих работ, хотя разговаривали мы с ним о моих пожеланиях на ходу.


Наверное, то, что мне было легко работать с этими людьми, говорит о том, что мы просто были на одной волне. Александрова я знаю очень давно и уважаю его как прекраснейшего композитора. А в выборе работы мы просто очень друг другу доверяли.


Выставка прошла замечательно, и она еще не закончена, так как буквально следом идет следующий день и новые проект. Afishka живет, и каждый день добавляется новый пазл, создается новая визуальная и аудиальная композиция.


Наверное, наибольший восторг я испытала от общения со зрителями, от их улыбок и заинтересованности как моими работами, так и общей концепцией выставки.



Мария Коровина
Художница


Проект Afishka — наше признание искусству в любви и подарок друзьям. У нас мощный талантливый режиссер Шавкат Юлдашев. Он как экспериментальный локомотив, несущийся по рельсам развития. Именно ему удалось вдохновить не только художников, фотографов и музыкантов, но и искусствоведов, экспертов Академии искусств, кураторов выставочных залов. Шавкат не стремился создать проект, казавшийся вначале противоречивым, он просто достигал цели и делал это гармонично. Отбирая работы, он смотрел мне в глаза и выбрал лучшие благодаря своей мистической интуиции.


Идея «озвучить» работы казалась мне поначалу ржавым крючком, пристегивающим образы картин к сознанию зрителя, но, как оказалось, музыка смогла стать продолжением визуального искусства. Композиторы, творящие во времени, стали одним целым с художниками, творящими в пространстве, и возник лаконичный образ Вечности. Алексей Поляков писал музыку к моим картинам, и его талант раскрыл мои работы по-новому, теперь у них есть крылья. Удивительна тонкость восприятия Алексея, ведь у нас не было обсуждений и договоренности. Он просто смотрел на мои картины, как на плоть и кровь для его музыки, которую создавал как Душу.


Как участник проекта я страшно довольна. Пусть не все, кто выставлял свои работы, являются профессионалами и в обычное время увлечены какими-то другими делами (лечат людей или страстно играют на барабанах), определенно могу сказать одно — искусство живо! И наш проект явился источником, из которого можно черпать силы. Происходящее в «Афишке» загадочно и романтично, ибо мы все вместе и каждый из нас по отдельности по-своему смогли проникнуть в суть явлений и выпустить на волю Тайну. И это смело.



Александра Володина

Художница


К выставке мы готовимся, дай бог не соврать, вот уже несколько месяцев. Начали как раз с отбора картин — по сути, я принесла то, что считаю самым лучшим из всех моих работ, на суровый творческий «суд» нашего организатора — Шавката. Основной отбор делал уже он, оставив то, что, по его видению, наиболее гармонирует с общей идеей и обладает символичностью для выставки. Один из рисунков я, правда, специально для «Афишки» и рисовала. Получился 25-й кадр среди всех моих работ. Остались, в общем, самые удачные — и по моему мнению, и по мнению Шавката.


Что в планы входит написание музыки каждому автору, я узнала не сразу. И честно скажу — сначала эту идею оценила не настолько, насколько следовало бы! Наши композиторы — умнички.
Я вообще не представляю, как они все это сделали — такое сочетание скорости, качества и вдохновения — в последнем не сомневаюсь, потому что без него не было бы первых двух. О музыке мы не сговаривались, знали об этой идее, но они творили сами. И мы все дружно на этом сошлись, потому что это — творчество, а не коммерция. Это — их свобода самовыражения и способ отозваться о тех работах, которые они увидели, о наших картинах, рисунках, фото. Лично я до последнего не слушала то, что получилось, — очень хотелось устроить себе на выставке двойной сюрприз и усилить общие эмоции. Прослушала перед самым началом. Сама по себе моя музыка понравилась очень сильно, — легкая аккордеонная волна с воздушными скрипичными символами. И даже эти несколько минут что-то затронули в сердце. Я и многие зрители нашли, что она просто идеально гармонирует с одним диптихом из десяти. С остальными — где больше, где меньше, но это неудивительно: у меня все работы разные и по технике, и по содержанию.


Я видела, как все больше и больше прибывает народ; как все оживленно ждут предстоящего открытия. Как спускались и заинтересованно вникали в суть миров авторов, связывались наушниками и тонкой нитью музыки с их произведениями и отходили, унося с собой частицу души авторов, как лица менялись и пропитывались эмоциями — чего еще можно желать?


Для каждого творца эмоциональный отклик на свое произведение — это самое главное. Видеть, что твои работы нравятся, резонируют с душами, находят отклик, вызывают эмоции и мысли. И все это было. Люди впечатлены, заинтересованы в продолжении и, несмотря на какие-то небольшие замечания, в целом все довольны. Это достойное начало, и оно стоило потраченных сил и оправдало все ожидания. Я счастлива участвовать в таком проекте. И знаю, что многие — а может, и все участники также рады и горят желанием продолжать. Очень надеюсь, что наши амбиции и дальше не разойдутся с результатами!



Наталья Белоедова
Гость выставки


Картины можно не только созерцать, их можно еще и слушать. Слушать, о чем они говорят, молчат, поют, шепчут. Прикладываешь наушник к уху, смотришь сердцем, и тебе открывается замысел автора, его грусть и радость, его фантазии и переживания. Конечно же, открывается только какая-то грань, и у каждого она будет своя. Но то, что ты соберешь свой волшебный пазл — это гарантировано!


Выставка «Пазлы искусства» — уникальное событие в творческой жизни Ташкента. Мне как любителю всевозможных выставок и показов очень хотелось найти что-то новое в этом проекте.


И я нашла. Это и фотоработы и картины, мелодии и ритмы, что покорили с первого взгляда и первых аккордов. Особо хочется выделить работы Изабеллы Адолайнен, Снежаны Гранаткиной, Александры Володиной и Марии Коровиной. Их картины переплелись с музыкой, стали чем-то цельным и живым, получилось настоящее кино, которое хотелось смотреть и смотреть, вникая в детали и следуя за сюжетом.


Юбилейный проект «Афишки», на мой взгляд, получился ярким, наполненным, атмосферным.


Да, это только начало, дальше будет продолжение данной выставки и в Доме фотографии, и в театре «Ильхом». И да, я обязательно схожу еще на эти показы. Потому как, когда автор говорит со зрителем на одном языке, языке сердца, его хочется слушать и слушать.



Улугбек Зияев
Гость выставки


Выставка прошла очень занимательно.


Несмотря на то, что организаторы предоставили много информации о мероприятии в социальной сети, не все до конца представляли, куда они идут. Во многом это заслуга Шавката Юлдашева, так как концепция выходила за рамки обычного, этим, возможно, обусловлен такой высокий интерес. Из-за большого количества народа к фотографиям и рисункам было сложно пробраться, и многие зрители, не дожидаясь конца официальной части, начали спускаться в «бункер».


Хотел бы отметить разносторонность участников самой выставки, это как начинающие фотографы и художники, так и мастера своего дела, которые занимаются этим уже продолжительное время. К таким можно отнести, безусловно, фотографов Игоря Тена и Фархада Каримова или художницу Марию Коровину.


Сам формат выставки довольно уникален для нашей страны и очень интересен. Работы были абсолютно различного типажа, как и музыка, подобранная каждому индивидуально. По признанию одной знакомой, посмотрев на фотографию, она увидела одно, но послушав музыку, поняла, что автор имел ввиду совершенно другое.


В целом выставка очень понравилась, видно, что над ней работали очень много талантливых и творческих людей. Надеюсь, следующие части пазла будут еще интереснее, хотя куда уже лучше.


Текст: Дарина Солод

Фото: Финат Разяпов