1 марта студия флористики Le Bouton открывает новый магазин. О причинах переезда и особенностях новой точки, о трудностях и тонкостях работы флориста, о том, какие букеты в цене, рассказывает директор магазина Марина Багирова.



Что нового?

Студия «выросла» из старого магазина и теперь переехала в просторное помещение, расположенное на улице Т. Шевченко.В сравнении с магазином на Алайском, здесь увеличилась рабочая площадь. Если раньше мы работали за одним столом, где еле-еле умещались два человека, то теперь стола два — больших и удобных.


Изменили планировку, заботясь о комфорте клиентов. Раньше и торговля, и творчество происходило в одном помещении: собираем букет, и в этот момент в магазин заходят 33 человека и мешают друг другу. Это было не удобно и портило сервис. Теперь мы обзавелись подсобным помещением, где останется вся грязная работа, а в выставочной части гости увидят только завершающие штрихи цветочных композиций. Для клиентов поставили диван, сидя на котором люди могут наблюдать за созданием букета.


Чтобы создать своеобразный эффект художественной студии, для работы с интерьером мы нанимали дизайнера Надежду Риксиеву. Она разработала несколько проектов, которые всей командой рассматривали и утверждали. Обсуждали каждую деталь, вплоть до мелочей и используемых материалов.


О команде

В салоне работают пять человек, и все — девушки. Кто-то из девочек работал в других местах, а потом пришел сюда, кого-то мы нашли через друзей и знакомых, а кто-то нашел нас, просто позвонив и спросив, не нужны ли нам ученики. Девочки из нашего коллектива веселые и общительные. Если мы вдруг будем добирать команду, то будем искать таких же.


Новые сотрудники проходят месяц бесплатной учебы. Мы не берем с них денег, но и ничего не платим. Дальше — смотрим на человека и, если видим потенциал, оставляем.


Коллектив у нас женский, и мы хотим принять в команду мужчин, но они редко становятся флористами.


Откуда приходят цветы

Почти все цветы мы получаем из Голландии, но часто работаем и с местными — выбор зависит от ценовой категории букета и пожеланий клиента. Некоторые люди не любят голландские цветы: говорят, что они ничем не пахнут. А вот розы, которые привыкли называть голландскими, на самом деле приходят из Эквадора. Поставщик высылает список, и мы выбираем будущий ассортимент.


В праздники ситуация осложнена — ажиотаж у покупателей и продавцов. Цветы на 8 Марта заказали за месяц — иначе мы бы не смогли предложить ничего интересного. Перед Новым годом проблем становится еще больше — все флористы мира закупают цветы и фурнитуру задолго до праздника. В прошлом году мы немного опоздали, и пришлось выбирать из того, что осталось, - стоящее уже разобрали.


Цветы храним в специальном холодильнике при температуре 5–7 градусов. Чтобы растения не обветривались и не теряли товарный вид, воздух в камере должен оставаться сухим. Ставить свежие цветы нужно в слегка теплую воду. Конечно, в холодной воде они не погибнут, но в теплой чувствуют себя лучше.


Цена букета зависит от качества. Если мы получаем недостаточно свежий, красивый и пышный цветок, то корректируем стоимость. В студии не продадут лысое растение за большие деньги. Но всегда остается себестоимость, ведь мы — не прямые изготовители.


В нашем ассортименте есть и цветы в горшках. Как большие растения для офисных помещений, так и маленькие — орхидеи, азалии, цикламены. Еще у нас можно приобрести небольшие сувениры и очень похожие на настоящие искусственные цветы, которые специально привезли из Пекина.


Как это — быть флористом

Флористика — не просто собирать цветочки и перевязывать их лентой. Составляя букет, нужно сочетать цвета и цветы, соблюдать пропорции. Часто сталкиваемся с тем, что ученики слишком коротко подрезают ножку, и тогда букет выглядит нелепо.


У каждого вида букетов — вытянутого, каплевидного, круглого — свое правило сборки, основанное на принципах золотого сечения. Получается, флористу нужно знать геометрию, иметь художественный вкус, чувствовать пропорции, знать историю и значение цветов.


Есть и физические трудности — приходится и баки с водой таскать, и тяжелые цветы.


Самое важное для флориста — саморазвитие и трудолюбие. Если у человека нет желания и интереса, он и не развивается. Важна коммуникабельность — иногда клиенты сами не знают, чего хотят. К такому человеку сложно подобраться — по полтора часа договариваемся об одном букете. Разумеется, мы никогда не торопим покупателя. До конца остаемся вежливыми, все выслушаем, определимся и примем заказ.


Но, несмотря ни на что, это работа творческая. Каждый клиент — индивидуальный запрос, и зачастую приходится сталкиваться с такими работами, над которыми нужно подумать. Это стандартные букеты можно делать без конца, а есть такие, в которые вникаешь, продумываешь техническую сторону и подходишь со знанием дела.


Букет, в принципе, собирает один человек. Но для сбора композиции нужно все посчитать, подготовить цветы. Поэтому, когда заказ срочный, занято сразу три человека.


За время работы заметили, что характер человека, которому букет предназначен, влияет на процесс сбора. Если он легкий и не капризный, то и букет собирается легко. А иногда приходится по три-четыре раза переделывать работу, потому что ничего не выходит.


Почему люди идут к флористам

Спрос на цветы всегда был, есть и будет. Люди постоянно находят повод для поздравления, будь то день рождения, свадьба или появление ребенка. Для мужчин цветы стали обязательным дополнением к основному подарку.


Люди вкладывают в цветы смысл и настроение. Я вижу, как работают продавцы на рынках: им все равно, что говорить и какие цветы продавать. Их цель — продать и получить деньги. Мы стараемся угодить человеку в любой ситуации, подбирая букет индивидуально для каждого случая.


Иногда мужчины ничего не знают о предпочтениях своих девушек. Мы направляем, помогаем сориентироваться и обговариваем каждую деталь. В процессе общения флорист, будучи отчасти психологом, выясняет, что человек хочет сказать букетом, и делает так, чтобы он ушел довольным своим подарком. Ситуации бывают разные, люди и мириться ходят с букетами. В этом случае мы также подсказываем, как правильно это сделать и на сколько подходов разделить. Между флористами и клиентами устанавливаются доверительные отношения, взаимопонимание, а после такого они уже и не идут в другое место за букетом.


Практика. Локальные особенности

Тенденции флористики в странах отличаются из-за менталитета. Люди по-разному реагируют на букеты. Знакомые из Москвы говорят, что букеты, которые мы делаем здесь, у них никто не купит. Наши люди любят брать объемом и количеством — клиенты просят сделать так, чтобы девушка сказала «Вау!» И этот вау-эффект зависит не от использования в композиции дорогих и эксклюзивных цветов, а от размеров букета.


Ближе к нашим тенденциям жители Казахстана. Казахстанец выложит за цветы столько денег, сколько сможет: все должны увидеть, на что он способен.


На западе люди не привыкли к подобному. Они не тратятся на цветы, предпочитая небольшие букеты, собранные в другой технике. Если у нас набирает популярность обертка из адраса, то там цветы просто упаковывают в бумагу и перевязывают веревкой, без наворотов.


Западные тенденции запросто могут просочиться и сюда. Флорист убеждает клиента и уговаривает попробовать: рекомендует что-то новое и необычное. Не все готовы рисковать, потому что плохо представляют себе конечный результат. Иногда люди привыкают к какому-то одному образцу. Срабатывает сарафанное радио, и они приходят к флористам с просьбой сделать что-то, что он уже делал для некоего знакомого.


Пример такого эффекта — естественная упаковка — букеты, обернутые листьями. Этот вариант придумали здесь, в Ташкенте, лет пять назад. Поначалу люди реагировали странно: «Листья? Нет, вы что?» А сейчас просят сделать именно так, а не иначе. Теоретически подобное можно провернуть с любым флористическим приемом: результат зависит от настойчивости флориста.


Привлечение новых клиентов

У нас пока нет четкой системы лояльности, но мы развиваем эту область. Привлекаем клиентов рекламой и через рекомендации постоянных покупателей. Поощряем людей дисконтными картами, сертификатами. У нас есть партнеры, готовые предоставлять подарки нашим клиентам.


Что же касается именно новых клиентов — мы работаем так, чтобы завоевать любовь старанием. В магазине создаем атмосферу уюта и дружелюбия, чтобы каждый, кто приходит к нам, чувствовал себя комфортно. Разумеется, важна и хорошая работа, за которую человек отдает деньги.


Планы

В перспективе планируем расширяться, участвовать в международных конкурсах и приглашать флористов на мастер-классы, но для начала освоимся на новом месте. Переезд — новый уровень, и нужно героически встать на ноги, развить базу гостей и клиентов, создать условия и атмосферу. Я хочу, чтобы люди, приходящие в магазин, говорили, что тут классно.



Текст: Борис Жуковский

Фото: Финат Разяпов