Этого ждали так долго, и на прошлой неделе это, наконец, свершилось — Facebook добавил в свой арсенал еще пять реакций, позволяющих оценивать посты чуть точнее, чем это было с кнопкой «Like». Однако среди реакций так и не появилось самой ожидаемой — кнопки dislike.


Эта новость не оставила в стороне никого — в Мировой сети пошли шутки, обыгрывающие новые смайлики, а топовые маркетинг-издания рассказывают, как это поможет или усложнит работу в digital. Кто-то возмущается тем, что новые реакции ограничивают и без того скудный запас пользователей Сети, а кто-то называет их «радостью Эллочки Людоедки». И, как ни странно, на волне общего шума Ташкент практически проигнорировал новость о реакциях, приняв ее как что-то должное.


И даже компании и бренды Ташкента никак не отреагировали на новые кнопочки. То ли от того, что в столице нет онлайн-изданий, посвященных маркетингу, то ли потому, что все уже обсудили и проговорили, не было аналитических высказываний, возмущений или ожиданий. Однако нашлись и те, кто высказался о своем отношении к новым «лайкам» или обыграл их на страницах компаний. Собрали в одном месте реакцию пользователей, активность страниц компаний и поговорили с представителями digital-рынка о том, изменит ли это работу со страницами.


Что это?

Новые реакции позволяют оценить посты друзей и компаний с помощью эмоций — «Супер!» (Love), «Ха-ха!», «Ух ты!» (Wow!), «Сочувствую» (Sad), «Возмутительно» (Angry). Новые лайки появились практически у всех 25 февраля, 26-го числа Ташкент начал делиться своим мнением о происходящем:


А страницы — обыгрывать новые эмоции в постах:


И даже делать видео, как Uzbekistan Illustrated.


Что они дают SMM-щикам?


Помимо пользователей, появление новых «лайков» отразится и на тех, кто работает со страницами компаний. Для того чтобы узнать, к чему готовиться, мы обратились к тем, кто ежедневно работает со страницами.


Зафар Хашимов

Руководитель сети супермаркетов Korzinka.uz


В любом случае это хорошо. В своей практике в соцсетях мы всегда измеряли релевантность и appeal того или иного «месседжа» количеством поставленных лайков. Новые эмотилайки позволяют придать еще одно измерение — их качество. Ведь раньше лайки могли означать что угодно, теперь в них есть новое измерение. Всем, кто всерьез занимается изучением Facebook, это дает еще одну интересную перспективу и срез.


Однако еще очень рано говорить о том, как этот полезный в потенциале инструмент проявит себя на деле. Будем посмотреть, как говорится.


Вчера я зашел на потребитель.уз и выбрал подряд десять постов у них, взял другие десять постов у себя в ленте, пересчитал для статистики количество и соотношение обычных и эмоциональных «лайков». Последних было менее 0,8%, что означает, что пока цифры использования новых лайков очень маленькие, чтобы делать какие-то выводы.



Ферузхан Якубходжаев
Руководитель маркетинга ТРЦ Samarqand Darvoza


С точки зрения создателей Facebook это очень логичный шаг — они должны увеличить вовлеченность, ведь аудитория социальной сети молодеет, она живет и выражает себя с помощью этих самых смайликов. Да и вообще, чтобы все время оставаться интересным, он должен постоянно быть в тренде.


Сейчас они очень хитро обошли момент с кнопкой dislike — кнопку так и не ввели, добавили другие эмоции, но не одна из них не выражает негатив напрямую. И те, кто живет в виртуале, получают больше инструментов, чтобы с большим удовольствием проводить время в Сети.


Однако они подумали и о тех, кто работает с пользователями и с их реакциями. Если раньше вовлеченность считалась только по лайкам, то теперь она будет считаться по реакциям, но я не думаю, что-то глобально изменится. И по большей части, такой детализованный фидбек — плюс для SMM-щика, теперь он может отчитываться перед клиентом с указанием подробностей, сколько человек было восхищено, кто удивлен, а кто расстроен.


И в любом случае это новые возможности для привлечения аудитории в конкурсы и акции. Это расширяет инструментарий менеджера, ведь если раньше он ограничивался набором like&comment или like&share, теперь можно выбирать.


Лично меня это вообще не напрягает, на мой взгляд, это скорее хорошо, чем плохо. А то, что люди ворчат по этому поводу, — это нормально, они в принципе не любят перемен, хороших или плохих, не важно. Люди в целом любят поворчать.



Алишер Сейтниязов
Стратег FollowMe


Мы хорошо относимся к этому нововведению, так как Цукерберг в очередной раз вынуждает производителей и спекулянтов контента быть более клиентоориентированными, точнее — ориентирует на эмоции юзеров.


Со стороны юзеров это в каком-то роде упрощение, так как простым нажатием кнопки «лайк» невозможно выразить свою эмоцию, а писать комментарий обычно лень. И тут вуаля — есть пятиступенчатая градация эмотиконов, из которых можно выбрать наиболее подходящую эмоцию и в один клик ее выразить.


И контенщикам хорошо — они видят более детализированный фидбек, получают более ясную картину эмоций; и юзерам хорошо — все в один клик, не надо ничего писать.


Единственный класс, который будет жаловаться и которому придется чуток пошевелиться, — это SMM-щики. Тут им нужно будет побороться со своей ленью и забыть о привычных метриках, устоявшейся аналитике и заново придумывать, как это все теперь считать и анализировать. Ну и Facebook еще не обновил систему аналитики и выгрузку данных, там эмотиконы еще не учитываются.


В то же время для SMM-щиков — это новый продукт. Теперь не обязательно заостряться только на нагнетании лайков на пост, а можно нагнать «сердечки», «супермены», «хахатоны», «удивлялки». Из подполья выйдут «черные SMM-щики», которые будут направлять армию возмущенных эмотиконов на страницы конкурентов.



Бобир Нурмухамедов
Менеджер по маркетингу Korzinka.uz


По мне эта фишка разработана больше для обычных пользователей, ведь Facebook-у нужно постоянно придумывать что-то новое, иначе они могут потерять аудиторию. С точки зрения страниц, стало чуточку сложнее — нужно теперь работать с эмоциями, они будут увеличивать коэффициент, что приведет к увеличению охвата.


Конечно, для коммерческой страницы это может быть негативно в плане имиджа, но не в плане охвата. Например, интернет-провайдер поднял цены за услуги, «лайк» — это положительная эмоция, а эмоция «возмущение» выражает злость пользователя. И получается забавно — он вроде бы возмутился, но при этом увеличил охват.


Лично мне самому новые реакции нравятся — они точнее отражают мое отношение к постам.