VOT совместно с Workly продолжает спецпроект «Рабочий механизм» — серию материалов о том, как устроена работа в крупных и известных компаниях Ташкента.


В спецпроекте вы узнаете о том, как устроиться на работу в эти компании, что они предлагают персоналу на рабочем месте, каковы ее рабочие механизмы, какие предусмотрены бонусные системы, соцпакеты и многое другое, скрытое от глаз потребителей.


Workly — это система учета рабочего времени, помогающая оптимизировать рабочие процессы.


История SOS Детских Деревень Узбекистана

Организация была основана в 1997 году на основании договора правительства Республики Узбекистан и SOS Kinderdorf International о строительстве и функционировании Детских деревень в Узбекистане. В 1998 году началось строительство первой Детской деревни, которая была открыта в 2000 году в Ташкенте. Сейчас в Узбекистане действуют три Детские деревни: в 2005-м открылась деревня в Самарканде, а в 2010-м — в Хорезмской области.


Со временем, чтобы обеспечить эффективное управление, продвижение интересов детей и экспертную поддержку, была образована Ассоциация «SOS Детские Деревни Узбекистана», а Детские деревни в Ташкенте, Самарканде и Ургенче были преобразованы в ее филиалы.


На данный момент во всем мире насчитывается свыше 600 Детских деревень, работающих при поддержке международной федерации SOS Kinderdorf International.


Чем занимается организация?

Здоровое развитие ребенка лучше всего реализуется в заботливом семейном окружении. Эта позиция является отправной точкой для мечты-видения о том, что «каждый ребенок должен расти в семье — в любви, уважении и безопасности». В основе всех решений и действий лежат интересы ребенка.


Миллионы детей во всем мире сталкиваются с жестокой реальностью потери семьи. В связи с этим Ассоциация «SOS Детские Деревни Узбекистана» реагирует в ситуациях, касающихся:

  • детей, которым ввиду разных причин грозит потеря родительской заботы;
  • детей, оставшихся без родительского попечения.

Модель воспитания в SOS-семье основывается на четырех принципах: каждому ребенку нужна мать, он должен расти в естественных условиях, вместе со своими братьями и сестрами в отдельном доме, в дружественном окружении сообщества Детской деревни.


Классическая Детская деревня — это комплекс из 12–14 домиков, в каждом из которых проживает SOS-семья: SOS-мама, помощница мамы (SOS-тетя) и пятеро-шестеро детей. Обычно ребята называют своего воспитателя «мама», но сотрудники деревни ни в коем случае не принуждают детей к какому-то особенному обращению. Кроме семейных домиков, на территории располагаются социальный центр и административные здания. Детские деревни в Ташкенте и Самарканде устроены именно так.


В 2010 году в Ургенче была основана Детская деревня нового типа, в которой SOS-семьи живут в многоквартирных и частных домах, а дети имеют возможность расти в окружении своих сверстников из «обычных» семей.


Кроме опеки на базе семейного воспитания, «SOS Детские Деревни Узбекистана» с 2007 года реализуют «Программу укрепления семьи», направленную на помощь детям, находящимся под угрозой потери родительской заботы.


В Ташкенте, Самарканде, Ургенче и Шаватском районе Хорезмской области действуют социальные центры, в которых педагоги, психологи и социальные работники помогают родителям и детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.


Штат организации

В Ташкенте находится головной офис Ассоциации «SOS Детские Деревни Узбекистана», обеспечивающий методическую, кадровую и организационную поддержку.


Головной офис обеспечивает стратегическое управление и взаимодействие Детских деревень с государством, местными и международными партнерами и спонсорами, потому в его штате присутствуют эксперты в самых разных областях: управление проектами и программами, финансовый менеджмент, управление человеческими ресурсами, привлечение финансирования и спонсорство, адвокатирование, связи с общественностью, информационные технологии и коммуникации.


За общее управление организацией отвечает директор ассоциации, а работой каждого филиала руководят программные директора.


Персонал Детской деревни обеспечивает реализацию программных целей и инициатив. За каждое направление деятельности отвечает соответствующий координатор, например, координатор по семейной опеке, координатор программы укрепления семьи и т. д.


У организации обширный штат специалистов в каждой области, затрагивающей развитие ребенка, — психологи, педагоги, социальные работники, все те люди, которые могут помочь семье воспитать своего ребенка.


На сегодняшний день в ассоциации «SOS Детские Деревни Узбекистана» и трех её филиалах — Детских деревнях работают более 170 человек, помогающих найти и сохранить семью для более 900 детей.


В головном офисе в Ташкенте в штате 16 человек, остальные сотрудники работают в трех филиалах ассоциации по Узбекистану: в Ташкенте, Самарканде и Хорезмской области.


В Детских деревнях примерно одинаковое количество сотрудников по каждому направлению. Штат организации постоянный и почти неизменный. Единственным исключением являются сотрудники программы укрепления семьи, которые нанимаются в рамках проектного финансирования, и в случае запуска нового проекта или завершения старого возможно изменение количества задействованных специалистов.


С недавнего времени организация начала привлекать к работе волонтеров, для чего была разработана специальная программа волонтерства, так как подобная практика в Узбекистане не достаточно развита. К этой программе привлекаются студенты, специальность которых подразумевает работу с детьми, психологи, педагоги и другие заинтересованные лица. Волонтером может стать любой желающий и, например, провести мастер-класс по рукоделию или семинар для планирующих открыть семейное предприятие.


К штатным сотрудникам, экспертам и волонтерам предъявляются высокие требования, так, например, рабочими в ассоциации являются английский, русский и узбекский языки.


Высокие требования к персоналу подкреплены серьезными возможностями для развития: сотрудники участвуют в семинарах, конференциях и курсах повышения квалификации как в Узбекистане, так и за рубежом. Ежегодно каждый сотрудник составляет индивидуальный рабочий план, в котором может запросить необходимые для профессионального развития инструменты и действия.


Отдельное внимание уделяется предотвращению профессионального выгорания у персонала, непосредственно работающего с детьми: для ребенка попадание в Детскую деревню или преодоление сложной семейной ситуации является большим стрессом, и организация не может допустить ухудшения эмоционального его состояния, например, из-за увольнения SOS-мамы, психолога или педагога.


Родители 24 часа в сутки

Одна из ключевых и самых ответственных позиций в организации — работа воспитателя. Это SOS-мамы, а с недавнего времени еще и SOS-папы, то есть люди, проводящие с детьми все свое время. Несмотря на то, что все кандидаты на эту должность искренне заинтересованы в ней, их деятельность все равно остается работой с круглосуточной занятостью. А значит, на них возложены особенные обязанности и права. SOS-мамы, точно так же, как и остальные сотрудники, уходят в отпуск, у них есть выходные дни, в случае болезни их могут заменить помощницы — SOS-тети или, в редких случаях, родственники SOS-мам и детей.


И условия работы SOS-матерей кардинально отличаются от условий труда остального персонала. С 2012 года трудовая деятельность родителей (SOS-мам — воспитателей) финансируется государством. Для воспитателей предусмотрены определенные льготы, такие, как отдых в пансионатах и санаториях страны, ежеквартальные бонусы и т. д. Государство оплачивает питание SOS-семьи, берет на себя коммунальные и прочие расходы в семейных домиках. Кроме того, каждая Детская деревня покрывает медицинские расходы SOS-родителей.


Для персонала, непосредственно работающего с детьми, предусмотрены обязательные выездные тренинги и семинары, направленные на обмен опытом и знаниями, а также позволяющие сменить обстановку и отдохнуть от повседневной рутины. Также, чтобы предотвратить выгорание на работе, SOS-родители на регулярной основе получают помощь и консультацию от профессиональных психологов. Консультации могут быть как групповыми, так и индивидуальными.


SOS-маме, проработавшей в организации 10 лет, вручается почетная награда имени Германа Гмайнера — золотое кольцо. Эта награда впервые была вручена в Ташкенте в 2010 году, а в августе прошлого года памятное кольцо получили SOS-мамы из Самарканда.


Несмотря на всю сложность работы, много людей хотят посвятить себя работе воспитателем в Детской деревне. Однако лишь немногие проходят все этапы найма. Часть передумывают, когда понимают, что 24 часа в сутки им придется жить вместе с детьми, может быть, в Ургенче или Самарканде. Не все готовы справиться с эмоциональной нагрузкой и взять на себя ответственность за воспитание детей.


Каждый потенциальный воспитатель проходит двухлетний курс подготовки — разработана специальная программа обучения, во время которой будущие SOS-мамы носят статус стажеров, за этот период какие-то кандидаты также отсеиваются. В процессе обучения будущие SOS-мамы учатся общаться с детьми, помогать им справляться с проблемами, вести семейный бюджет, поддерживать каждого ребенка, кто-то даже учится готовить и шить, в общем, на полном серьезе готовятся быть родителями. И только после этого их посвящают в SOS-родителей.

Текучка среди мам небольшая — люди, проработавшие несколько лет, не уходят из организации, в том числе из-за высокой эмоциональной привязанности к детям. Вместе с тем каждая Детская деревня многое делает для повышения квалификации и развития SOS-мам.


Найм и адаптация

Управление персоналом осуществляется из головного офиса в Ташкенте. В филиалах же есть помощники, ведущие часть делопроизводства — в основном работу с документацией. При поиске кандидатов используются различные подходы. Централизованно происходит найм ключевых сотрудников Детских деревень, в таком случае объявления о вакансии размещаются от имени ассоциации. Также поиском кандидатов может заниматься каждый филиал самостоятельно. Вакансии освещаются в местных СМИ — на телевидении и радио, специализированных сайтах по поиску работы, а также на веб-сайте организации и ее странице в Facebook.


В процессе найма происходит оценка компетентности и профессиональных навыков, психологического состояния кандидата, его личных качеств. С учетом специфики работы деревень, крайне сложно найти уже готового специалиста. Зачастую предпочтение отдается кандидатам с высоким потенциалом развития внутри организации: Детские деревни проводят тренинги, учебные семинары и практики для новичков.


Если кандидат успешно проходит все этапы отбора, начинается цикл ориентационной программы сроком от одного месяца до полугода. Данная программа может быть как внутренней, проходящей только в рамках ассоциации в Узбекистане, так и выездной, если есть необходимость в обмене опытом и внедрении лучших/новых практик, которые не представлены в нашей стране.


Условия для сотрудников

Так как штат делится на два типа — офисные сотрудники и персонал, работающий с воспитанниками деревень, график работы у них совершенно разный. В административных офисах работают по стандартному графику: 40 рабочих часов в неделю. Работа строится таким образом, чтобы минимизировать сверхурочные часы и не допустить перегрузки сотрудников.


Те, кто работает непосредственно с детьми, участвуют в программах психологической помощи, получают доплаты и бонусы за особые условия труда.


Из-за того, что организация является благотворительной, большая часть финансирования уходит на содержание и воспитание детей, как живущих в деревнях, так и участвующих в «Программах укрепления семьи». Поэтому говорить о социальных пакетах для сотрудников сложно. Однако в организации предусмотрены различные программы по обучению, повышению квалификации, предотвращению «профессионального выгорания», обмену опытом, что можно расценивать как часть общей системы мотивации персонала.


Кодекс поведения

В «SOS Детских Деревнях Узбекистана» внедрен кодекс поведения сотрудников. Изначально он был создан по международным стандартам, однако не все его пункты подходят для Узбекистана.


По этой причине его адаптировали в соответствии с национальным законодательством. И каждый сотрудник, приходящий в ассоциацию, знакомится с этим документом и, подписав, обязуется соблюдать.


Кроме кодекса поведения, в «SOS Детских Деревнях Узбекистана» принята политика по защите ребенка, адаптированы международные стандарты деятельности Детской деревни и сопутствующих программ, разработана политика, направленная на недопущение мошенничества и злоупотребления в отношении детей. Кроме того, в организации разработана политика по неразглашению конфиденциальной информации, связанной с детьми, за этим следят очень строго.


Рабочее время сотрудников

Кадровое управление осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Республики Узбекистан. График работы в головном офисе и филиалах фиксированный — 40 рабочих часов в неделю.


Сложно вести унифицированный учет рабочего времени, так как деятельность организации предполагает выезды сотрудников за пределы офиса. Например, психологи, социальные работники и педагоги регулярно проводят выездные консультации, работают с семьями вне деревни и т. д.


Текст: Егор Хмельникий

Фото: Финат Разяпов