Мода на квесты появилась в Ташкенте относительно недавно, и сейчас их действительно много. Среди всех заведений каждый может выбрать что-то интересное для себя и проверить, чего стоит. И вот, 21 февраля в городе открылся еще один квеструм — Exit, обещающий что-то новое и необычное.


VOT побывал на открытии и поговорил с основателем заведения Антоном Степановым об особенностях проекта, тонкостях квеста и правильной работе персонала.


Зачем нужны квеструмы?

У нас очень мало моментов, когда можно по-настоящему отключиться от всего и хорошенько напрячь мозги. Можно пойти в кино, посмотреть блокбастер или сходить в театр, но получить там только эмоции. А заставить работать голову и отдохнуть — таких вариантов по сути не много.


И здесь помогают квесты. Это часовое приключение, маленькое испытание себя, когда можно переместиться в другую реальность, отключиться от своих дел и при этом получить удовольствие.


Квесты реальности сильно отличаются от компьютерных игр. Хотя изначально это и была попытка перенести игру в реальный мир, позже стало понятно, что это совершенно разные вещи, у которых мало общего, хотя параллели между ними проводятся.


Зачем квеструмы Ташкенту?

Идея открыть квест появилась давно, я планировал воплотить ее в реальность еще в Москве, но так сложилось, что открыл в Ташкенте. Очень люблю квесты и переиграл почти во все, что мог, — в Ташкенте, в России — на них сильно подсаживаешься, потому что это невероятный всплеск адреналина и эмоций.


Квест — не новое явление для Ташкента, но если вы пишете музыку, то не думаете о том, что все роскошные песни уже написаны и лучше не начинать. Ташкент — немаленький город, здесь большое количество думающих людей, которые получают от этого удовольствие. И появление в городе первых квестов не могло не радовать — они вызвали у людей интерес и понимание того, что нужно туда ходить.


С уважением отношусь к ребятам, которые открывали здесь квеструмы. Как поклонник этого жанра, я побывал на всех ташкентских играх. Но многие задачи этих квестов сняты с зарубежных проектов, таких, как «Фобия». Так как «Клаустрофобия» — монополист российского рынка, они придумали огромное количество загадок, и невозможно не повториться. Да и по большей части схожие или снятые под копирку задачи — проблема даже не владельцев квеструмов, а нечистоплотных сценаристов.


Ташкентские квесты полезны для нас тем, что они чуть проще, и люди, которые никогда не играли, могут там настроиться. Человек, попавший в сложную комнату, может потерять к ней интерес, так как не будет понимать, что нужно делать.


Чем крут Exit?

Почему мы находимся в подвале? Квесты принято делать именно в подвалах — это норма для данного вида развлечений. Возьмите любой толковый квеструм, в Москве ли, в Будапеште — они все в подвалах. Кроме того, подвальное помещение добавляет мрачности и антуража.


Отличие нашего проекта от остальных — в повышенной сложности. Но для людей, которые не играли, есть легкая комната, где нужна внимательность и ничего кроме — «Квартира №13». В ней команда должна только искать предметы, не задействовав логику. Но тут будет совершенно не интересно тем, кто часто проходит квесты, для них это слишком просто.


Мы против плагиата, поэтому задачи придумывали сами. Где-то помогали старые книги на логику, где-то заморачивались и думали над интересными загадками всей командой.


В комнатах нет ни одной нелогичной вещи, нет грубых нарушений игры. Один предмет мы используем только раз, то есть вы отгадали загадку, и предмет вам больше не нужен. У нас есть четкая последовательность — вы отгадываете задачи в том порядке, в каком они должны появляться.


Ситуаций, в которых вы найдете ключ от выхода раньше, чем найдете ответы на задачи, здесь не будет. Гость не путается, находя ответы раньше времени и не понимая, что теперь делать.


Здесь нет ничего современного с «закосом» под старину. Одна из комнат — «Улица старой Бухары» — полностью собрана из аутентичных предметов того времени, все кувшины, тандыры и прочий реквизит действительно прошли через века, чтобы оказаться в этой комнате. К примеру, там есть паранджа, которой около 300 лет. В ней одна из прапрапрабабушек близкого друга и со-учредителя когда-то выходила замуж.


То же самое относится к «Квартире №13» — все предметы мы собирали по квартирам бабушек и дедушек. Но само собой, вещи с историей — это декор, рука не поднимется отдавать на растерзание людям такие предметы.


Как мы создавали Exit?

Реализация проекта заняла у нас год — от появления идеи до запуска 21 февраля. На начальной стадии с нами работали около 50 человек, потому что помещение, в котором мы находимся, — огромное, больше тысячи квадратных метров, и в нем были свои проблемы. Мы планировали, что закончим ремонт за два месяца, но растянулось это на все 12. Но почти все, что есть в Exit, мы делали сами — управляющий директор два месяца провел с молотком и пилой в подвале «Таты», работая над комнатами, и так делал каждый член команды. Сейчас людей намного меньше. Операторы — по одному на каждый квест, администратор, бухгалтер, директор и контент-менеджер.


Кроме того, мы создавали локации таким образом, что можно обновлять квесты раз в два месяца, меняя комнаты и задачи. Мы не делали помещение под локации, а создавали общие, чтобы дальше наполнять их контентом. У нас мультиязычный квеструм — операторы общаются на русском, узбекском и английском языках, потому что к нам приходят разные люди и всем должно быть комфортно.


Как избежать спойлеров?

Прохождение любого квеста можно прогуглить, и мы от этого не застрахованы. Люди, которые пройдут наши комнаты, могут зайти на форумы и описать, как его пройти по этапам, и это нормальная, хоть и неприятная практика. Но те, кому нравятся квесты, вряд ли будут это читать. Это спойлеры, а они никому не интересны — людям не хочется узнавать о чем будет фильм, который они смотрят, или книга, которую они читают. Если гость идет в комнаты, чтобы получить удовольствие, то, даже случайно заглянув туда, где есть спойлеры, он закроет сайт. Люди не любят, когда им ломают ощущения.


По этой же причине наша зона ожидания находится отдельно от квеста, чтобы те, кто выходит после прохождения, даже случайно не рассказали следующей группе, что ждет их за дверью, и не испортили им удовольствие.


Нельзя ломать эмоции гостей

Проблема ташкентских квестов — это операторы. Точнее, их работа, и это страшнее, чем малые площади и снятые у кого-то загадки. В одном из заведений города мы минут 15 ждали оператора, который пошел покурить, в другом на нас сыпались подсказки.


Прекрасно, когда персонал открытый, а каждый оператор — немного психолог. Он должен переживать за свою команду, любить то, чем занимается. Нужно вести своих людей, этот час проживать с ними. После прохождения квеста нельзя отпустить человека просто так. Необходимо зафиксировать его эмоции — поздравить, похлопать, если нужно — похвалить. Праздник должен продолжаться, ни в коем случае нельзя ломать эмоции от игры.


Оператор — новая профессия, но в ней тоже есть правила и нормативы. Если он приходит на работу посмотреть на человечков, не принимая в этом участие, это не наш человек, такой не будет членом команды. Если человек уходит покурить во время игры, поговорить по телефону, — это очень плохой сотрудник. И, к сожалению, таких в городе большинство.


Также многие владельцы квестов думают, что поддержать — это любыми способами вытянуть команду на выигрыш. То есть, если вы пришли, то должны уйти счастливыми и пройти квест. Это чушь. Его интересно проходить, и если люди на самом деле играли и думали, им гораздо приятнее победить самим и знать, что их не тянули за веревочки, подталкивая к победе.


Не правильно пускать людей, когда они опаздывают. Если человек не пришел вовремя, его нужно либо не пускать вообще, либо урезать время прохождения. Самолет не ждет пассажиров, если они опоздали на регистрацию, даже поезд в метрополитене не ждет, если вы не успели. Так почему стоит ждать тех, кто не пришел на игру вовремя? После этой команды тоже приходят люди, и почему они должны терпеть неудобства из-за кого-то?


Чем запомнилось открытие?

Как всегда, в организации открытия были моменты, когда далеко не все было гладко. И очень порадовали ребята из Flyin Up — временами получалось, что они играли в пустом зале. Группы заходили и выходили на игры, и порой людей в общем зале было немного. Я ожидал, что при пустом зале музыканты будут играть вполсилы. Но они работали как будто перед многотысячной толпой, выкладываясь на сто процентов. И это невероятный уровень профессионализма — они смогли зажигать даже для десяти человек, выступили по-честному.


Еще один забавный факт — у нас сформировалась команда, которая следит за здоровьем, не пьет и не курит. Но пока мы работали над Exit, курить начали даже те, кто этого никогда не делал. И открытие для нас был настолько важным этапом, что мы договорились — в день запуска всей командой бросаем курить. И если хотя бы 30% курильщиков бросит, значит, мы уже не зря запустили наш проект.


Лояльность клиентов

Для гостей разрабатываем систему лояльности. В первую очередь это рейтинг команд и рейтинг игроков. Те люди, которые будут проходить игру быстро и качественно, появятся в нашей галерее победителей и будут получать от нас бонусы и презенты. Ну и по мелочи — на открытии каждый из гостей получил от нас памятные браслеты, подтверждающие участие в квесте.


В одну секунду наша команда стала семьей, хотя мы были посторонними друг другу людьми. И я думаю, что наши гости тоже станут небольшой семьей для нас. Уже есть такие, которые проходят квесты постоянно, не останавливаясь и получая от этого удовольствие. И с этими людьми мы будем работать дальше, поощряя их таланты и умение развлекаться с умом.


Я не люблю слово «клиент» — оно слишком пошлое и неправильное, наши гости — люди, за которых мы переживаем и которых ценим. Мы не можем обезличено называть их «клиентами». Тем более, среди них есть те, с которыми общаемся вне игр, обсуждаем квесты, люди, которым интересно наше дело.


Что будет дальше?

В ближайшее время откроем комнаты, где люди не только будут отгадывать наши загадки, но и соревноваться между собой, проверяя свою команду. Работу над ними мы уже начали и через месяц-полтора запустим новые квесты. До конца лета заполним все свободное место под «Татой» — добавим множество новых комнат и разных локаций, в которых каждый найдет для себя что-то интересное.


Если смотреть на пример «Клаустрофобии», то можно сказать, что квесты — дело прибыльное. Ребята открывали проект «для души», а позже ушли со своих основных мест работы и полностью переключились на проект. Относительно Exit — мы тоже открывали его для души, потому что нам это нравится, но с точки зрения «пойдет ли он как бизнес» — мы не знаем. Конечно, нужно всегда надеяться на лучшее, и мы уверены, что люди будут сюда ходить, а значит, у бизнеса есть потенциал.


Адрес: Узбекистон Овози 2, (Гостиница Le Grande Plaza Hotel, справа от УзбекТуризма)

Стоимость: 100 000 - 150 000 сум за компанию, в зависимости от времени.

Квесты бронируются на сайте квеструма.


Текст: Даша Солод

Фото: Финат Разяпов