С тех пор, как автомобиль перестал быть роскошью, пробки стали неотъемлемой частью жизни любого большого города: Москва, Париж, Нью-Йорк, а с недавних пор — и Ташкент.


VOT расскажет о самых загруженных городских перекрестках, причинах возникновения пробок, нынешних и будущих методах борьбы и о том, как можно не терять свое время.


Ситуация

Пробки — относительно новое явление для нашего города. Еще 10 лет назад никто и не думал, что нам, подобно москвичам, придется простаивать на дороге в автомобилях или автобусах, ожидая хоть какого-нибудь движения. Появились они внезапно, примерно в 2012 году, и сразу стали головной болью для многих горожан и предметом обсуждения.


Гульнара

Школьный учитель


Вы когда-нибудь ехали после шести вечера из центра города на Юнусабад? Если да, то прекрасно все понимаете. Самое неприятное начинается в районе института связи, откуда машины медленно ползут до Шахристанской по 15–20 минут. Ладно, с утра еще можно постоять, подождать. Но вечером, после долгого и тяжелого дня это не очень комфортно.




Алена

Студентка


Если вы учитесь или работаете в центре города, проживая при этом на окраине, то совет лишь один: запасайтесь хорошей музыкой, настроением и вперед, в бой. Автобус, давка, пробка. Ничего, можно и переждать. В Москве же люди как-то терпят по полтора часа, если не больше.





Шахзод

Юрист


Когда пользовался общественным транспортом, мечтал о машине. Радостно думал, что не придется больше рано вставать, можно будет все успеть. К сожалению, я ошибся. Так совпало, что в то время, когда купил автомобиль, в городе появились «хорошие», мощные пробки. Особенно на Навои. А потом, когда еще камеры устанавливать начали, мосты строить, дороги ремонтировать, — так вообще от перекрестка к перекрестку по полчаса едешь.



Причины

«Основной причиной образования пробок, затрудняющих движение, является резкое увеличение количества автомобилей, вызванное улучшением благосостояния народа», — сообщили нам в Управлении безопасности дорожного движения города Ташкента. Действительно, их количество возросло — по последним данным, число автомобилей в городе превышает 420 тысяч.


Согласно официальной статистике, в Ташкенте проживает около двух с половиной миллионов человек, а это значит, что на каждую тысячу жителей города приходится в среднем по 177 автомобилей. Для сравнения, в 12-миллионной Москве на каждую тысячу приходится 311 единиц, а в Астане, по данным за 2014 год, — около 264.


Увеличение количества автомобилей приводит к тому, что городские улицы просто перестают их принимать. Здесь нужно иметь в виду, что большая часть Ташкента была распланирована и построена более 30 лет назад, когда о таком числе машин и речи быть не могло. Проспект Амира Темура, одна из самых оживленных улиц, является единственным способом для жителей Юнусабадского района добраться до центра города. Такую же роль для жителей Северо-востока или Ялангача играет улица Мирзо Улугбека, а для обитателей Водника и Куйлюка — улица Фаргона йули.

В последние годы властями принимались различные меры для улучшения дорожной ситуации. В центре города были демонтированы трамвайные линии, что позволило добавить к проезжей части еще по две полосы. Удачным решением также стало строительство развязок и мостов. Самый новый из них, расположенный на Ганге, стал последним звеном в превращении улиц Ахмада Дониша, Себзар, Фурката и проспекта Бунедкор в единую трассу, соединяющую два противоположных конца города, Уч Кахрамон и Ипподром. Из последних реализованных проектов, изменивших городскую транспортную сеть, можно отметить и создание новой улицы Нурафшон, начинающейся у кладбища «Минор» и заканчивающейся у станции метро «Тинчлик».

В Нью-Йорке или Токио проблема решается именно таким способом — постоянной модернизацией и расширением существующих дорог, строительством развязок, хайвэев и тоннелей. Этот дело крайне затратное. И, несмотря на то, что мосты в городе научились возводить за рекордные сроки (8 месяцев для моста на Ганге), для устранения пробок подобными способами потребуется очень много времени. Этому городу нужен герой, и есть надежда, что в скором времени он появится.


Как будем бороться?

На протяжении 2015 года в столице проводилась установка дорожных камер видеонаблюдения. «Компьютеризированная система управления безопасностью дорожного движения» призвана, исходя из названия, заботиться о спокойствии на дорогах, отслеживая нарушителей, и способствовать их наказанию. Мы уже знаем все тонкости ее будущей работы, вплоть до того, что даже пешеходов, уличенных в нарушении правил, будут штрафовать.


Но в Управлении безопасности дорожного движения нам рассказали, что, помимо наблюдений за нарушителями, будет также решаться проблема образования пробок. Они возникают, когда большое количество машин движется в одном направлении и сталкивается с разного рода препятствиями. В Ташкенте этими препятствиями являются именно перекрестки. В скором времени, к моменту запуска системы, камеры и светофоры начнут работать в связке друг с другом. Определяя количество автомобилей, движущихся в определенном направлении, система будет рассчитывать оптимальное время работы светофора на конкретном участке. Для направлений с большим количеством трафика зеленый свет будет гореть дольше, увеличивая пропускную способность загруженных перекрестков.


Другие варианты


Кроме подобных систем регулирования дорожного движения, называемых адаптивными, в мире существуют и другие способы борьбы с пробками, не требующие больших затрат на строительство и модификацию дорожных сетей. Вместе с администрацией автомобильного портала Bibi.uz мы рассмотрели несколько подобных примеров, размышляя о том, смогли бы они прижиться в нашем городе или нет.


Смещение графика. Немцы в свое время предприняли довольно оригинальную попытку разгрузки городских дорог. Суть метода заключается в том, что график выхода людей на работу был разделен на равномерные интервалы. Предположим, что все организации города начинают свою деятельность в 9 утра и заканчивают в 5 часов вечера. Это значит, что в эти часы дороги будут переполнены. Немцы распределили начало рабочего дня в организациях между 8, 9 и 10 часами утра. Его окончание изменилось аналогичным образом.

Bibi.uz: Наверное, это действительно один из самых низкозатратных и наиболее действенных способов в настоящее время. Подобным образом можно было бы устранить такое понятие, как «час пик».


Платные дороги в центре. Жестокий, но действенный метод, применяемый во многих городах мира, — платный въезд в центральные районы. Реализуется это чаще всего по следующей схеме: в начале платного участка устанавливаются датчики, а водители имеют при себе смарт-карты, с которых автоматически считывается определенная сумма. Пополнять счет приходится регулярно, так как цены за въезд обычно немалые. Горожанам же предлагается альтернатива в виде дешевого и доступного общественного транспорта.


Bibi.uz: Этот метод вызывает двоякое впечатление. С одной стороны, возможно, это действенная мера, но в то же время слишком жестокая и вызывает негативные эмоции. К тому же, это все очень затратно и, скорее всего, пока не актуально для нас. На практике платные дороги ощутимо помогают движению. Однако их работа, к сожалению, сопровождается регулярными скандалами и проблемами технического характера, связанными с обслуживанием как дорог, так и техники.

Дорогая и ограниченная по времени парковка. Она позволяет освободить достаточно много дополнительного места для движения автомобилей, разгружая некоторые участки дорог. Самые жестокие ограничения практикуются в Лондоне, где за парковку не только взимается огромная плата, но и существует запрет остановок более чем на два часа.


Bibi.uz: С полос, предназначенных для движения, нужно убрать все припаркованные автомобили. В принципе, у нас это уже делается. С другой стороны, необходимо обеспечить те же самые автомобили парковочными местами, которые бы не препятствовали дорожному движению и не мешали бы пешеходам. Возможно, в ближайшие несколько лет это произойдет. Было бы замечательно, если бы эти парковочные места оснащались как минимум козырьками от дождя и солнечного света и чтобы цены на них были соразмерны нашей заработной плате.


В Лондоне самые дорогие в мире парковки. Но, скажем, в той же Германии или Италии стоимость в разы дешевле. К тому же во многих странах практикуется бесплатная парковка в выходные и праздничные дни.


Полосы с реверсивным движением (специальные полосы на дороге, направление которых изменяется по необходимости). Например, с утра такие полосы работают по направлению к центру, а вечером — в обратном, позволяя тем самым увеличивать пропускную способность дорог. Однако у этого метода есть один существенный минус. Невнимательность водителей может привести к тому, что на реверсивной полосе две машины встретятся в лобовом столкновении.


Bibi.uz: Как показывает мировая практика, реверсивные полосы при их продуманном устройстве помогают справиться с пиковыми нагрузками. Но о минусе, который вы упомянули, нельзя забывать. В Америке такие полосы называют «дорогами самоубийц». Хватает случаев, когда водитель, не обратив внимание на реверсивный светофор, выезжает на встречную полосу. Много нареканий о таком способе можно услышать и от московских чиновников. Скорее всего, из-за опасности подобная практика не прижилась бы у нас.


Но не во всех странах меры, принятые для улучшения ситуации на дорогах, привели к нужным результатам. Однако благодаря ошибкам у властей этих городов появилась возможность разработать и внедрить наиболее успешные механизмы.


Альтернатива

Как же можно избежать попадания в пробку и траты своего времени. Так как заторы чаще всего образуются в определенных местах, для водителей было бы верным решением просто объезжать эти перекрестки. В 2013 году, когда о проблеме уже начали открыто говорить, информационное агентство UZ24.UZ рассказало о возможных путях объезда некоторых загруженных мест.


К сожалению, подобное решение не подойдет для многих из них: перекресток Амира Темура — Шахристан объехать нельзя, также как участки на пересечении улиц Улугбека и Т. Малика или Кольцевой автодороги с улицей Янги Юнусобод. Эту проблему можно решить только строительством развязок или мостов, либо с помощью системы, описанной нами выше. Сейчас водителям остается только ждать и рассчитывать время своей поездки исходя из ситуации.


Пользователям общественного транспорта может помочь метро, хотя жителям отдаленных от центра районов до него тоже нужно сначала доехать. Юнусабадскую ветку обещают достроить, но произойдет это не в самом ближайшем будущем. Теоретически можно было бы создать на дорогах не просто обозначенные, а огороженные полосы для движения общественного транспорта. Но если владельцы автомобилей не станут пользоваться автобусами, то ситуация на остальной проезжей части ввиду всех описанных выше факторов лишь ухудшится.


Bibi.uz: Честно говоря, вряд ли наши автомобилисты дружно пересядут на общественный транспорт, так как для многих машина — это комфорт, имидж, привычка и прочие условности.

А сейчас нужно дождаться весны — именно на это время Управлением безопасности дорожного движения запланирован запуск системы автоматического регулирования пробок. Лишь время покажет, насколько хорошим окажется новый метод.


Текст: Борис Жуковский