В Ташкенте живут люди, которые дружат с музой, тонко чувствуют и легко настраиваются на романтическую волну.


VOT узнал, где поэты столицы черпают вдохновение? О чем пишут, что хотят сказать слушателю? И возможно ли в век урбанизации заработать на жизнь пером и лирой?



Бах Ахмедов. Строчки о нас

Моя профессия. По профессии я — физик, но это не мешает поэзии. Ведь поэт — не работа, а душевное состояние. Меня вдохновляет все: музыка, природа, сны, красота, философия. Но музу найти нельзя. Она сама вас или находит, или нет.


Как я стал поэтом? Попробовать себя в поэзии захотел в 13–14 лет, тогда и написал первые стихи. Сложению рифм специально не обучался, но благодарен людям, которые помогали критическими замечаниями. Творчество в моей жизни на одном из первых мест, но не на главном. На становление меня как поэта повлияли авторы XIX века: Тютчев, Фет, Некрасов. И XX века: Блок, Пастернак, Есенин, Цветаева, Бродский. Из зарубежных выделяю Рильке, Лорку, Апполинера, Верлена.


Чтобы писать стихи, нужны талант и желание учиться всю жизнь. Существуют техники сложения, по которым вы научитесь рифмовать, но научиться писать едва ли возможно. Строки рождаются на уровне подсознания, как музыка, и описать процесс невозможно, он иррационален. Рождается какой-то звук, образ, строчка, которые и служат зародышем текста.


О чем мои стихи? Пишу о жизни, о нас, о поиске глубоких вещей, спрятанных в каждом человеке. О быстротечности мира, о времени. У меня нет цели донести до слушателя что-то конкретное. Я просто делюсь мыслями. Перед публикой я выступаю несколько раз в год. Выпустил два сборника стихотворений: «Молчание шара» (2010 г.), «Облако вероятности» (2015 г.).



О заработке. Зарабатывать на творчестве невозможно — популярность поэта не зависит от финансового состояния. Если рифмы интересны, то аудитория обязательно появится.


Говорят, что поэты бедны, но это все клише. По какому критерию оценивать бедность? Поэты бывают и бедные, и богатые, но они не перестают быть поэтами. Возможно, богатство отрицательно влияет на творческий процесс.


О популярности. Где-то поэзия более популярна, а где-то менее. В России ею еще интересуются, но в масштабах 60-х годов прошлого века. В Узбекистане тоже любят и читают стихи, но таких людей, к сожалению, мало.



Вика Осадченко. Продолжать развитие

Моя профессия. Учебу на факультете журналистики отношу к ошибкам молодости и по профессии работаю как можно меньше — этот труд плохо сочетается с литературой.


Как я стала поэтом. Рифмовать стала года в четыре. Конечно, это не были полноценные произведения. Свои первые стихи плохо помню и стараюсь не вспоминать того, что написано до двадцати лет.


Сложению стихов училась у удивительного московского поэта Константина Рупасова. Мы не встречались лично, но в нескольких письмах он доходчиво объяснил мне, как писать, и изменил мой подход к стихосложению. Начало сознательной работы отсчитываю с этого момента.


Чтобы «сочинять» стихи, достаточно уметь рифмовать строчки одинаковой длины. Но никто не знает, что нужно для хороших стихов. Уверена, что можно научиться рифмовать, но это глупо. Зачем учиться тому, к чему нет таланта? Мне кажется, что каждый человек в чем-то одарен, но важно найти свое дело. Обидно, когда прирожденный скульптор или актер тратит жизнь на то, чтобы стать посредственным поэтом, не зная о своем истинном призвании. А вот когда у человека талант к поэзии, то можно и нужно его развивать. И техника тут одна — много читать. И классиков, и современников.


О вдохновении. Люди думают, что достаточно увидеть вдохновляющий предмет, как моментально слагаешь стихи. На практике все устроено иначе, и я понятия не имею, что такое вдохновение и как оно работает. И на самом деле мы чаще ждем, когда муза найдет нас.


Из мыслей, звучащих в голове, выделяется ритмически организованная фраза. Она потянет за собой другую, и тогда, строка за строкой, получается стих. Начинается все не со смысла, а с ритма. Конечно, на меня повлияли другие поэты, но пишущий человек надеется, что ему удалось преодолеть влияние любимых поэтов и выйти к своему звучанию.



О чем мои стихи. Автор не должен объяснять, о чем он пишет, он уже все сказал стихами. К тому же один и тот же текст люди понимают по-разному. Почему поэт должен что-то доносить до незнакомых людей? Перед ним стоят совершенно другие проблемы и задачи. Неужели «современные слушатели» без поэта не разберутся, как им жить? Я пишу, потому что это языковой процесс, происходящий внутри меня, а не потому, что чувствую себя учительницей в школе.


Случается, что мои стихи о конкретных людях, и каждый раз это неожиданно — приходит строчка, и ты вдруг видишь, что она про какого-то человека. Это происходит стихийно, и я не выбираю адресатов посвящений — выбирают стихи.


Перед публикой со стихотворениями выступаю раз в месяц. Зависит от того, какие вечера проходят в городе и куда приглашают выступить. Собственные сборники представляю раз в два года.


О заработке. Если это занятие для души, не пытайтесь зарабатывать на нем. Творчество свободно, и нельзя позволять деньгам его ограничивать. Это просто не о том. Популярность зависит от таланта и доступности творчества для людей. Сложный автор не станет по-настоящему народным.


О популярности. Рискну предположить, что странам не до поэзии — ею интересуются люди.


Вы пишете стихи, и перед вами стоит ряд технических и духовных проблем. Публику для одобрения и восхищения ищут среди друзей и родственников. За критикой идут на литературные семинары, в газеты и к состоявшимся поэтам. Но пока автор не чувствует уверенность в своих стихах, лучше работать самостоятельно.


Достичь чего-то — означает утратить необходимость двигаться дальше. Довольно мрачная перспектива для творчества. Я хочу не достигать, а продолжать развитие.



Анна Бубнова. Выбор правильного направления

Моя профессия. Я — художник-декоратор и работаю в Молодежном театре Узбекистана. Профессия творческая и связана с чувством прекрасного.


Как я стала поэтом. В моем случае одно вытекает из другого. Стихи пишу, сколько себя помню. Первый стишок был посвящен Норд-Осту — четыре строчки про то, что солдаты скоро придут и спасут. Это была первая глагольная рифма. Сложению я не училась и не представляю, как это может происходить. Как и все подростки, писала в стол, выплескивая эмоции на бумагу. Потом вместо эмоций появились мысли.


Творчество в моей жизни занимает важное место. Это тоже работа. Дорабатывать рифмы, подбирать удачные слова — труд. И удовольствие, когда тебе, наконец, «вкусно» произносить строчку. Ты пишешь, а потом еще долго работаешь над читабельностью. Часто понимаешь, что получившееся все равно нельзя никому показать.


Поэт — это язык, на котором он пишет. И чтобы писать на русском языке, важно читать русских классиков. На меня повлияли все поэты, которых я читала, — Бродский, Пастернак, Ахматова. Первой стала Цветаева — она как клубок оголенных проводов. Есенина по-настоящему открываю только сейчас и влюбляюсь в него.



О вдохновении. Меня вдохновляет одиночество. Когда ты один, отрезан от привычной обстановки и смотришь себе в глаза. Сложно писать, пока не накопилось достаточно того, что ты хочешь сказать.


Не знаю, как научиться писать стихи. Как и в любой области литературы, выручают книги. Я училась на художника. Большую часть времени мы копировали работы известных художников, восхищались ими, подсматривали приемы. Так и здесь, читаешь и учишься, шлифуешь.


О чем мои стихи. В основном пишу о любви. Хотя сейчас эта тема меняется, я проникаю глубже. Пока не знаю, что получится. Я редко задумываюсь, что пишу для кого-то. Автор сначала пишет для себя, для достижения своих собственных целей.


Мы учимся друг у друга, но это зависит только от желания. Целенаправленно учить мне нечему, только предлагаю посмотреть на жизнь с моей стороны. Если это кому-то окажется полезным — чудесно. Перед публикой я выступаю раз в один-два месяца.


О популярности. Вместо продвижения себя предпочитаю работать над текстом. Тогда тебе будет, что предложить миру. Остальное не зависит от тебя. Как говорит мне один замечательный человек, делай, что должно, и будь что будет. В голове у каждого писателя свой представитель аудитории. Важно его знать, тогда выше вероятность, что вы встретитесь и останетесь довольны друг другом. Я хочу постоянно расти. Топтание на месте пугает меня больше, чем возможность пойти не в том направлении.



Валерий Мудрый. Отклик в сердце

Моя профессия. Я — бизнесмен, юрист.


Как я стал поэтом. Писать начал с 12 лет и до сих пор помню первое творение. Вдохновляюсь жизнью, тем, что вижу вокруг. Мне не нужна муза — без нее могу экспромтом рифмовать и разговаривать стихами. Пишу, не думая ни о чем, а только чувствуя. Рука сама летает над листом.


Научиться писать стихи невозможно — тонко чувствующая душа каждого человека и его сознание мыслей, вот важные составляющие. Чувствуйте то, о чем пишите, зачем, для чего и для кого.
На меня никто не влиял, ко мне это пришло само собой.


О чем мои стихи. Пишу о человеческой жизни и только правду. В своих сочинениях предлагаю людям задуматься о том, как они живут. Где совершают ошибки и как этого избежать.


Стихотворения никогда не редактирую — пишу один раз и использую понятные слова. Не использую сравнительные обороты и не соблюдаю правил сложения. Не хочу быть похожим на остальных поэтов.


Читать мои стихи легко, они доступны любому человеку своей простотой и правдивостью. Не считаю их стихотворениями, я просто выражаю свои мысли. Не ставлю задачу чего-то достичь. Просто живу, сочиняю стихи, песни, выступаю перед зрителями.



О заработке. Пером и лирой можно заработать, если стихи отличаются и не затеряются среди тысячи других. Но на стихах особо не разбогатеешь. Прогресс сильно ушел вперед, и многие перестали читать поэзию. Не нужно себя продвигать и зацикливаться на этом. Просто живите и занимайтесь любимым делом. Народ сам вас заметит и оценит.


О популярности. Аудиторию искать не надо. Если вы интересный человек, она вас сама найдет. Возьмите В. С. Высоцкого. Он писал стихи и песни для узкого круга друзей и родных. Но его заметили, и его песни молниеносно разошлись по миру. И до сих пор он неповторим.


О поэзии. У нас все меньше времени, чтобы остановиться и полюбоваться дождем, радугой или листопадом. Мы чаще общаемся через СМС, которые не передают живых интонаций и эмоций.


Меняется образ жизни, стиль, скорость. Но настоящие ценности не проходят. Мы так же, как 100 и 200 лет назад, страдаем, любим, любуемся природой, проявляем душевную щедрость и великодушие, умеем сопереживать. Эти чувства идут рука об руку с человечеством всегда. А значит, всегда будут воспеваться поэтами и находить отражение в их творчестве и отклик в сердцах.


Текст: Нина Кажаева