«Эксперимент» — это возможность авторам и друзьям редакции попытаться изменить жизнь, поработать в непривычной для них профессии, отказаться от вредных привычек и попробовать начать жить по-новому.


Автор VOT Нина Кажаева примерила на себя роль учителя и поделилась своими впечатлениями: как это — быть примером для 40 с лишним учеников.


Задумываемся ли мы, каково учителям изо дня в день заходить в класс и проводить уроки? Действительно ли эта профессия не только почетна, но и трудна, как о ней говорят?


На пороге школы

Как оказалось, попасть в школу постороннему человеку невозможно, но это, скорее, плюс, чем минус. И VOT формальности улажены, разрешение на эксперимент получено. А чтобы он стал интереснее, провести уроки решено в разных классах: первом, шестом и девятом.



В холле родной школы меня оглушили шум и радостные крики ребят. Путь до лестницы оказался квестом — давно не видела такого количества бегающих детей в одном месте. В учительской меня проинструктировали и вручили расписание. Первый урок предстоял в первом классе. По расписанию — чтение.


Вывод: Учителю нужно прийти до начала занятий, чтобы успеть приготовить необходимые учебники и пособия.


Малыши

Когда я зашла в класс, дети дружно встали и поздоровались. Учительница представила меня, многие из ребят шепотом повторили имя, будто пробуя на слух. Она объяснила, что сегодня урок проведу я, сказав: «Слушайтесь учителя, ведите себя хорошо!», на что пара ребят сразу же удивленно выкрикнула: «Так это не наша учительница». В этот момент я не сдержала улыбку.

Учитель оставила для меня план урока и ушла. Как только она сделала шаг за дверь, дети зашептались. Постепенно шепот набрал громкость и превратился в шум. Я встала из-за стола, и сорок пар глаз смотрели в мою сторону. В этот момент понимаешь, насколько серьезная это работа. От учителя зависят ход урока и дисциплина в классе. Конечно, удержать внимание детей важно, но не так-то просто. Нужно постоянно менять интонацию голоса, не говорить монотонно и включать в объяснение элементы игры.



Забавной стала проверка домашнего задания — дети рассказывали стихи. Кто-то тараторил, кто-то, наоборот, медлил, некоторые от волнения забывали строчки. По лицам первоклашек было видно, как они стараются. Мне хотелось наградить всех исключительно хорошими оценками. Но оценивать нужно объективно, так и поступила. Хотя оценки ниже четверки не поставила — посоветовала подучить.


Под конец урока первоклашки расслабились и утомились. Мы провели разминку для пальцев и физминутку, что обрадовало учеников. Урок окончен. Я тоже слегка устала, и не от того, что потребовались физические усилия и напряжение голоса, а от большой затраты душевных сил.



Вывод: Проводя урок в младших классах, особенно в первом, — есть нюансы, о которых нельзя забывать. Детей нужно постоянно мотивировать, и даже писать на доске обязательно каллиграфическим почерком, подавая пример. Учитель в младших классах — наполовину мама.


Среднее звено

Средняя школа — особая страна. Начало переходного возраста, когда мальчишки хулиганят, а девочки начинают отчаянно модничать в пределах школьного регламента.


Как мне показалось, здесь на первом месте заслуженный авторитет. У шестиклассников еще нет юношеского максимализма, но они уже здраво оценивают личность. Эти дети прощупывают учителя на прочность. Критически оценивают, «поведется» или нет на шуточки и вольное поведение. Если проверка выдержана, то класс внимает в полной тишине.



Урок географии — дети послушно пишут, отвечают на вопросы. Карты, атласы, глобус — такие простые и известные нам со школы предметы помогут превратить урок в настоящее путешествие, а цветные пятна на карте преобразятся в горы, равнины и разные страны.


Готовясь к уроку, я прочитала дополнительную информацию по теме. Оказалось, не зря. Отступление от сухих учебных фраз помогло выстроить урок так, что важная информация чередовалась с интересными фактами. Ребята оценили старания, и мы расстались друзьями. Даже на перемене никто не спешил разбегаться. Подходили с вопросами, причем не только по теме предмета. Дети честно сказали, что урок им понравился, и посоветовали мне стать учителем. Было приятно получить «зачет».



Вывод: Нужно держать дистанцию, чтобы не скатиться к панибратству и не задавить тотальным диктатом. В этом возрасте школьники любознательны, а стеснительность уже переросли. Новый человек в классе — всегда как глоток свежего воздуха.


Старшеклассники

Два урока, проведенные мной, не прошли даром: уже чувствую себя настоящей «училкой» и понимаю, старшие классы — специфика особая. Здесь нужен упор на интеллект и общение на равных, которое требует уважения и корректности. Использую хитрый ход: обращение учителя к учащемуся «на вы», что налагает на ученика определенные обязательства. Старшеклассники, как правило, выгодно отличаются осознанием необходимости образования. Многие уже нацелены на конкретное учебное заведение, поэтому у большинства отношение к уроку серьезное.



На время становлюсь физиком, хотя физика — далеко не мое. Очень далеко. Пришлось повторить школьный параграф по теме урока, а заодно на пару параграфов ранее — на всякий пожарный. Благо темы шли интересные — «Электризация тел». Ребята охотно помогли достать учебные пособия и необходимое оборудование. Технические приспособления были интересными и для учеников, и для меня. Гораздо лучше вести урок с наглядным материалом, чем банально конспектировать параграф. Всегда считала физику сухим предметом, но оказалось, даже здесь возможен творческий подход.


Когда посыпались вопросы, ответы на которые не знала, призналась, что я не физик, а журналист. Тем более что эксперимент проводился в родной школе, которую я окончила недавно, и некоторые старшеклассники меня узнали. Реакция у ребят была нормальная, мы почувствовали себя группой единомышленников. Иной раз мне приходилось даже обращаться за советом к лучшим умам класса.



Задача была выполнена благодаря заранее прочитанному учебнику, Интернету, советам и инструкциям настоящего учителя по физике. Урок мы закончили совместным решением задач.


Вывод: Точный предмет в старших классах — это солидная база знаний, которой обладает не каждый.


Итог эксперимента

Профессия педагога — груз ответственности. Если нет призвания, то в учителя лучше не идти. Эта специальность действительно требует полной отдачи сил, душевного тепла, труда и нервов. «Дети — наше будущее» — не громкие слова. Сегодняшние ребята — это наше реальное завтра. И какими они вырастут, во многом зависит и от учителей.


Текст: Нина Кажаева

Фото: Финат Разяпов