Кто автор подобных стишков и демотиваторов? Что такое «пирожки» и «порошки»? Новый литературный жанр или мимолетное развлечение в соцсетях?


Обо всём этом вам расскажет VOT.


Знакомьтесь: Олеся Цай, 32 года, копирайтер, руководитель отдела контента продюсерского центра «Финанс ТВ» (Россия), замужем, есть дочь. Она автор 70% всех юмористических стишков — «порошков» и «пирожков», гуляющих по Сети.


«Я долго искала краткое определение себе и однажды нашла одно определение о жителях Австралии: „Жители Австралии дружественны, легко обучаемы, отличаются отрицанием авторитетов, любовью к острому слову“. Кажется, я житель Австралии, хотя родилась и живу в Ташкенте».


ПИРОЖОК vs ПОРОШОК

Четырехстопный ямб без знаков препинания, дефисов, и только строчные буквы — вот основные каноны новоиспеченного жанра, называемого «пирожки» или «порошки». Технически отличаются друг от друга в рифме и количестве слогов в четвертой строке. Мат и рифма допустимы, хотя и не приветствуются.


Философски «пирожки» более серьезный жанр, чем «порошки». Он рождался в закрытой литературной среде, а развивался на интеллектуальной базе ЖЖ, привлекал и создавал авторов с глубочайшим внутренним миром.



А «порошки» родились на базе «пирожков», но в социальной сети, в хохоте, баловстве и безудержном веселье, там юмор и острота стояли на первом месте. «Пирожки» как бы говорили миру: «вокруг нас ― безграничная и экзистенциальная тщета бытия», а «порошки» вдруг бодро отозвались: «Да, и это прикольно!»



Хотя сейчас уже все смешалось, и не разберешь, какой жанр как характеризовать.


«ПИРОЖКИ» И «ПОРОШКИ» КАК НОВЫЙ ЖАНР

Есть такая хорошая цитата ученого Георга Лихтенберга: «Книга оказала влияние, обычное для хороших книг: глупые стали глупее, умные — умнее, а тысячи прочих ни в чем не изменились». Вот это и про «пирожки» и «порошки» тоже.


Думаю, что «пирожки» можно смело назвать малым поэтическим жанром, наподобие частушки или японского хайку. Он зародился и процветает в рунете. Главные ингредиенты гениального «пирожка»: сюжет, эпизод, идея, образ и особый подход.



Важно также уложиться в требуемый формат. «Пирожок» должен быть ясен, ироничен и забавен. В этом жанре главное — мысль и её глубина, без каких-либо прикрас и кислятин, хотя, если очень хочется, то можно и без мыслей.


КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Основатели «пирожков», да пребудет с ними лира, муза и много красоты, Владислав Кунгуров (al-cogol) и Вадим Саханенко (Сохас). Примерно 13 лет назад они запустили творческую «махину» — основной авторский коллектив, на базе которого выросли все, кто создал и развил жанр.


А основатели «порошков» — Алексей Соловьев (Соловей) и его группа «апостолов»: Артем Буянов, Николай Андреев, Олег Бецун, Евгений Вольпов, Сергей Кудряшов и еще несколько авторов, включая меня. Мы все стояли у истоков. В октябре нашему жанру исполнилось 4 года.


Примерно четыре года назад «пирожки» пережили всплеск активности вместе с «порошками». Возникнув на площадке социальной сети Вконтакте и стремительно обретя мощную популярность, «порошки» словно «взбодрили» «пирожки». Начались публикации на ресурсе Адме.ру, радиоэфиры, чтения, издания, встречи и даже не так давно была проведена премия микропоэзии с церемонией награждения.


Оба жанра вызывают резонанс: это бесконечные публикации, издания, номинации, споры вокруг них, разделения и слияния, рождения новых жанров, возрождение старых.


Появились художники, которые начали иллюстрировать «пирожки». В Казани «порошки» транслируют на дисплеях в метро, в прошлом году в Санкт-Петербурге планировалась программа общеобразовательных баннеров с «порошками» и «пирожками» на тему любимого города, Петросян их со сцены читал, на канале «Культура» систематически их упоминают как форму фольклора, в числе наших подписчиков Вера Полозкова, Татьяна Толстая и другие. В коммерции тоже крайне широко пошло дело: Майл Ру, Яндекс, Авиасейлз включили «порошки» и «пирожки» в свою рекламную кампанию, конкурсы раскрутки групп стали нормой. И это только верхушка айсберга.


А как их народ использует — тут можно рассказывать бесконечно. Недавно друг заходит в московский бар — а там мой «пирожок» в рамочке висит.


Я сама ворвалась в «пирожки» с чувством пылкой влюбленности уже после первой же прочитанной подборки. Просто осознала, что ведь это писали какие-то живые люди, и захотелось продолжения, знакомств, экспериментов вместе с ними. Вот как в человека влюбляешься — а я так в жанр.


О ПЕРСПЕКТИВЕ ЖАНРА

Не скажу про далекое будущее, но то, что написано — уже нетленка, которая принадлежит народу. Многое стало классикой, народной мудростью, перефразируется, печатается в виде цитат. Юморное разносится как хохмы или частушки. Все лучшее теперь будет доставаться и циркулировать по Интернету до бесконечности. Будет создаваться и новое.


У читателей разное отношение к жанру. Кто-то скептически относится к четверостишиям, а кто наоборот, радуется, как дитя. Дело, наверное, в том, что «пирожки» и «порошки» легко пишутся. Там нет сложных требований, как, например, в поэзии. Наоборот, все ограничивающие и сковывающие факторы, такие как обязательная рифмовка, красота и изящество, устранены. В «порошках» автор должен апеллировать исключительно юмором, иронией и фантазией.



На первый взгляд может показаться, что такое пишется быстро и без труда. Именно поэтому количество желающих печь «пирожки» и «порошки» так велико, что контролировать качество становится просто невозможно. «Пирожков» тысячи, и источников их полно, а настоящих, хороших авторов примерно сотня-две, и именно у них и стоит искать весь жемчуг.


МОЙ ЛИЧНЫЙ УСПЕХ В ЭТОМ ЖАНРЕ

Мои основные бумажные печатные достижения — это два питерских издания в составе альманаха, третье на подходе. Еще одно — московское. В прошлом году вышел сборник с моими «пирожками». Я сейчас готовлюсь к изданию своей книги.


Были приглашения на крупные мероприятия: в Москве на премию микропоэзии, в Питере на конференцию «ВКонтакте», в качестве гостя от паблика «Пирожки Плюс». Солидные организации с оплатой билетов и прочее. В России (в Питере, Москве, Казани) часто устраивают вечера чтений, также зачитывают мои подборки.


Я «хрестоматийный» автор. Иногда получаю предложения от издательств и фирм, просят тот или иной «порошок» для оформления чего-нибудь. Радиоэфиры, опять же. Главное признание — от людей. В рунете я «звезд наловила». Отчасти потому, что такие ресурсы, как «Адме», «Сноб» публикуют подборки, где обязательно есть и мои. А в безымянном виде мое творчество где только не разлетается, стыдно перечислять.


Я сама за славой не гоняюсь, ни разу не пиарила себя, не пыталась как-то выделиться, попасть на какие-то «большие сцены» и прочее. В этом плане я поэт-интроверт, мне не комфортно при повышенном внимании вокруг, оно меня портит, засоряет творческие каналы.


В этом году даже свой паблик пришлось закрыть — две тысячи подписчиков для меня некоторый предел. Передоз лайков, да, так можно это назвать.



Для меня лично творческий веселый труд, во время которого родился особенный «порошок», гораздо дороже, чем двадцать тысяч лайков под ним, когда он появится в социальных сетях. Шедевр, который пришел на ум буквально в секунды, случился, как чудо, гораздо лучше, чем его трансляция в утреннем радиоэфире. Фраза читательницы «Я распечатала ваш „пирожок“, повесила его на стену, и он лечит меня от депрессии» намного дороже, чем публикации на популярнейших порталах. Но чтобы это понять, нужно пережить и то, и другое.


КАК «ПИРОЖКИ» В УЗБЕКИСТАНЕ

К сожалению, в Узбекистане я пока единственный стабильный признанный автор жанра. Поэтому у нас течение идет в произвольном режиме. Есть лишь небольшая группа людей, 5–6 человек, которым это важно и нужно. Могу отметить Анну Алиеву и Надира Заитова. К ним — пара сотен человек аудитории. Авторы хороши, но предпочитают для этого развлечения только группу в Facebook, а он оторван от основных сообществ, поэтому дальше обычных веселых разминок и редких творческих экспериментов дело не идет. Но даже в таком режиме умудрились насоздавать кое-каких шедевров.



Авторам нужно быть очень внимательными, проявлять большое терпение, ведь жанр мусорный, тяжелый, требует разных творческих навыков и даже, я бы сказала, психической устойчивости. Ну и времени. Но то, что у ташкентских пироголиков есть потенциал, — это однозначно.


Текст: Тимур Сталинов