Кино любого жанра находит своих поклонников. В последнее время в Ташкенте замечено такое явление, как киноклубы, на экранах которых в основном идет артхаусное кино. Зрители и организаторы киноклуба — творческие личности, менеджеры компаний, студенты, стартаперы и все, кому близко кино не 0+.


Почему артхаус?

В артхаусное кино входит, как правило, классика мирового кинематографа, кино всяческих «меньшинств», фестивальное немейнстримовое кино и, конечно, жанровые картины, расширяющие понятие жанра.



Четкое определение понятию «артхаус» найти практически невозможно, потому что относительно новый термин еще не прижился в русском языке.
Выберем определение, которое дает прокатчик Сэм Клебанов (российско-шведский деятель киноиндустрии, дистрибьютор, продюсер — ред.), потому что оно довольно полно и точно раскрывает это широкое понятие: артхаусное кино — это кино, где определяющей оказывается фигура автора, который создает свой мир, пытается говорить своим языком и относится к тому, что он делает, как к произведению искусства.


Начало. Без Ди Каприо

Все началось с Музея кино, где можно было посмотреть киноклассику. Репертуар был весьма разнообразный. Каждый месяц музей выпускал брошюрку-расписание с названиями фильмов самых разных режиссеров. Проводились фестивали, показывали фильмы от Альмодовара до Ким Ки Дука.


Рафаэль Мирович
кинолюбитель


Первый поход в Музей кино ознаменовался фильмом «Идиоты» моего любимого режиссера Ларса фон Триера. К тому моменту я видел несколько его картин и обрадовался, узнав, что где-то в Ташкенте могу посмотреть этого гениального режиссера на большом экране.


В действительности я влюбился в этот кинотеатр почти сразу же. Точнее, в атмосферу: все было по-домашнему уютно и скромно. Ожидал увидеть тут искушенных киноманов, снобов, экзальтированных интеллектуалов, представлял, что буду чувствовать себя неуютно в этой «тусовке». Все оказалось наоборот — в кинотеатре была абсолютно разношерстная демократичная публика разного поколения: интеллигентная молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры.


Я посещал Музей кино два года, вплоть до его закрытия. За этот маленький по времени срок удалось посмотреть множество прекрасных фильмов. Если у меня был свободный вечер или если чувствовал себя одиноко, садился на 51-й автобус и уже через полчаса оказывался в сказке, в кругу великих режиссеров и гениальных актеров.


В киноклубе я нашел много новых друзей, неравнодушных к киноискусству, мы проводили интересные мероприятия, и постепенно я понял, что для меня это место — больше чем просто кинотеатр, скорее — это место для культурного диалога. И было абсолютно не важно, что там нет уютных кресел или других удобств обычного кинотеатра. Все забывалось, когда начинался очередной фильм.


Если честно, до посещения Музея кино я был не силен в «интеллектуальном» кино, да и сейчас таковым себя не считаю. Но несомненно одно — этот кинотеатр изменил мои вкусы бесповоротно, моя душа требовала высокого искусства. После просмотров великих Лукино Висконти, Луиса Бунюэля, Бернардо Бертолуччи, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Стэнли Кубрика, Вонг Кар Вая и других мастеров я стал лучше.


Главная фишка Музея кино, по-моему, заключалась в том, что в одном месте по очень доступным ценам, а нередко и совершенно бесплатно ты мог увидеть на большом экране мировую классику. В один день ты восторгался работой китайского мастера, в следующий раз сопереживал киногероям из Ирана. И так каждый раз, ты не знал, что в следующий месяц преподнесут организаторы, куда отправят тебя вместе с героями кинопоказов. Это, несомненно, был социальный проект. Для безусых школьников и студентов вроде меня это было место, где сбывались мечты.


Cinema Club. Новый формат

Самым нашумевшим в соцетях был киноклуб в фойе театра Ильхом, который организовал Станислав Магай.



Станислав Магай,
Фотограф, создатель киноклуба Cinema Club


Решено было устроить такое же интересное пространство и на территории театра «Ильхом». Готовились не долго: вместо экрана — большой баннер (с видами Самарканда с обратной стороны), проектор — из фотоклуба, фильмы показывали с личного ноутбука.

Показы проходили бессистемно: иногда — пару раз в неделю, иногда — пару раз в месяц. Порой бывали, правда, показы каждый день. Так, например, была неделя Хаяо Миядзаки, неделя классических диснеевский мультфильмов, мюзиклов.


Фильмы отбирались в соответствии со вкусом как прокатчика, так и зрителей — сначала это было в формате «Вы будете смотреть то, что я хочу!», потом на показы стали выводиться фильмы, которые предлагали сами участники киноклуба. Именно они и проводили показы, представляя фильм до показа, а после обсуждая его с пришедшими.

Успех восприятия фильмов зависел от популярности режиссера или самого фильма. На фильмы вроде «Достучаться до небес» приходило гораздо больше, чем на «Бриолин». На редкие фильмы ходили мало. Зрители также обошли стороной старую американскую классику и мюзиклы.



Каждый месяц я составлял программу. Приходилось отсеивать слабые фильмы, а также слишком откровенные. У меня была строгая цензура, потому что я понимал, что проблемы могут возникнуть у театра, даже если мы «отмажемся».


Важно было согласовать с театром и расписание — неловко было бы сидеть в баре «Ильхома» за просмотром фильма во время антракта на спектакле. Зрителей у одного фильма было от 15 (мюзиклы) до 60 (Миядзаки) человек, но в среднем, можно считать, что было 20–25 человек в зале, они и оставались на обсуждение.


Самым главным успехом киноклуба можно считать официальное участие в Manhattan Short — Глобальном фестивале короткометражного кино. Как и в других местах проведения, здесь у зрителей была возможность принять участие в голосовании за лучший, по их мнению, короткометражный фильм. Результаты были отправлены в официальную комиссию.



Бессонница или возвращение киноклуба

После того, как показы в «Ильхоме» закончились, киноклуб переместился в CAVERN CLUB, где показы стал проводить Улугбек Зияев, зритель киноклуба в «Ильхоме», решивший продолжить эту деятельность.


Формат сохранился прежним — презентация фильма, сам показ, обсуждение.



Улугбек Зияев,
Соорганизатор Cinema Club


Я был вдохновлен идеей киноклуба практически с самого начала знакомства с ним. Станислав делал очень большое дело, показывая фильмы в «Ильхоме». Я действительно становился лучше во всех планах и приобрел в киноклубе новых знакомых и друзей.


После того, как показы в «Ильхоме» стали невозможными, появилось чувство потери чего-то важного. Я помнил эти показы, дискуссии после фильма. Захотелось возобновить их, и я начал искать альтернативные пути. На тот момент единственным местом, где можно было смотреть кино, был Cavern Club. Мы договорились, что я буду показывать у них фильмы, а они будут делать мне скидку на аренду.


С марта по июнь прошли показы 19 фильмов. Конечно, были некоторые трудности, потому что помещение, в котором проходили показы, было очень компактным, и нам нужно было собрать определенное количество людей, так как при большом количестве там было бы довольно душно, а при малом мы бы ушли в минус в плане аренды помещения.


Были фильмы, на которые шло мало народу, но в основном приходило достаточно людей, чтобы окупить аренду. В плане посещаемости самым удачным были фильмы «Бердмен», во многом потому, что он получил несколько премий «Оскар», и также фильм «Жутко громко и запредельно близко». Для этого фильма пришлось арендовать два помещения: в одном люди не помещались.


Сейчас показы возобновились в ТЧК — новый сезон начался с показа фильма Джима Джармуша «Сломанные цветы». Следующим в списке оказался фильм Годара «На последнем дыхании».


Главной проблемой ТЧК является разношерстная публика — на открытой площадке собираются не только любители фильмов, участники киноклуба, но и люди, пришедшие по своим делам, — обсудить сделку, попить чай в компании друзей или просто отдохнуть после рабочего дня. Естественно, что эти люди громко разговаривают друг с другом, гремят посудой, а это не лучшая атмосфера для просмотра фильмов.


Paradiso Азиза Хакимова. Опыт из Праги

Еще один киноклуб — Paradiso — долго кочевал по просторам Ташкента. Кинопоказы проводились в ресторанах, BookCafe, «Ильхоме», ТЧК. Пока, наконец, не нашел пристанище в арт-кафе «Сундук» и в GoodZone.


Азиз Хакимов,
Основатель киноклуба Paradiso


Мое знакомство с киноклубами произошло в Праге, где я долгое время жил. В этом городе очень много артхаусных киноклубов, причем некоторые из них показывают фильмы при различных университетах кинематографии. На некоторые показы приглашаются режиссеры фильмов, которые рассказывают о своем фильме и готовы обсудить его с зрителями.


Вернувшись из Праги, мне не довелось столкнуться с Музеем кино, а про остальные клубы ходили только легенды. Никто не знал, как попасть в них и где они проводят свои показы.
Тогда мой друг Костя подал идею основать свой киноклуб. Сначала мы просто создали группу для общения в Facebook под названием Paradiso, но через некоторое время нам пришла идея показывать кино в формате мероприятия.


Я начал выбирать на свой вкус фильмы, которые дают пищу для размышления и повод для интересных диалогов. Основной идеей проведения показов было не столько собрать людей в каком-либо месте для просмотра фильма, сколько создание условий для общения. Люди уходили с кинопоказов, приобретая новые знакомства, а одна пара, познакомившись у нас, позже сыграла свадьбу.


Первый показ прошел в ресторане «Афреско». Это было в июле 2012 года. С того времени мы провели показы в более чем 12 местах, в том числе в Национальной библиотеке Узбекистана.
Лично для меня киноклуб носит развлекательный характер. Не хотел бы, чтобы кто-то думал, что я собираюсь кого-то учить или прививать хороший вкус. По моему мнению, это личное дело каждого. Очень интересно, когда после фильма начинается обсуждение, но в то же время это сложно осуществить — вывести публику на интересную беседу. Многие стесняются высказаться, у других не находится мыслей, а третьи отделываются общими фразами. Но иногда показы заканчиваются действительно интересными обсуждениями.


Одним из самых интересных был показ короткометражек чешского мультипликатора Яна Шванкмайера в театре «Ильхом». В тот день пришло очень много народу, некоторые из них были из Чешского посольства. Многие кинозрители были знакомы с творчеством Шванкмайера, и после просмотра самих короткометражек у нас получилось интересное и веселое обсуждение.
До недавнего времени показы проходили в GoodZone и кафе «Сундук».



В GoodZone настаивали на определенной коммерциализации, и я пытался подобрать фильмы, которые были бы интересны широкой публике, но, конечно, откровенно плохие фильмы я не ставил. В «Сундуке» же у меня не было никаких финансовых интересов и нужды собирать больше народа, поэтому там мы ставили более серьезное кино.
В будущем я бы хотел открыть собственное кинокафе именно в таком новом формате, чтобы посетитель мог в любое время прийти и посмотреть интересный фильм. Но это пока на стадии идеи, для осуществления мне нужен инвестор и человек, который составит бизнес-план.


Итог

Для того, чтобы люди привыкли к тому, что хорошее кино не обязательно новое, нужно активно прививать эту культуру. Дело за людьми, заинтересованными в развитии кино и способными сочетать в себе административную жилку с настоящей любовью к кинематографу.


Текст: Нигора Садуллаева, Улугбек Зияев