VOT совместно с Workly запускает спецпроект «Рабочий механизм» — серию материалов о том, как устроена работа в крупных и известных компаниях Ташкента.


В спецпроекте вы узнаете о том, как устроиться на работу в эти компании, что они предлагают персоналу на рабочем месте, как устроены рабочие механизмы внутри компании, какие предусмотрены бонусные системы, соцпакеты и многое другое, скрытое от глаз потребителей.


Workly — это система учета рабочего времени, помогающая оптимизировать рабочие процессы.


Как появилась компания DEKOS?

Компания DEKOS появилась в 2007 году и существует на рынке уже восемь лет. Все начиналось с маленького производства, выполняющего частные заказы: изготовление бланков, папок, меню и прочих некрупных вещей. Первые заказы были от друзей и приятелей, но после изучения местного рынка учредители решили расширять свой ассортимент и подойти к делу несколько иначе.


Кроме того, в ходе изучения рынка Узбекистана, не удовлетворившись результатом, компания всерьез занялась изучением российского рынка в поисках креативного и оригинального решения в области полиграфии, которое можно было бы внедрить для узбекского покупателя. Изучив деятельность порядка 20 российских компаний и вернувшись в Ташкент, они обнаружили, что изначальное решение — производство раздаточных материалов для ресторанов — не настолько популярно и интересно, как казалось ранее. И в 2008–2009 годах один из постоянных клиентов сделал заказ на крупную партию ежедневников, тем самым изменив направление и специализацию компании. Проведя самые простые подсчеты, стало понятно, что у корпоративной продукции весьма приличный потенциал, который нуждается в развитии.


Но, несмотря на прибыльность и потенциал этого сегмента, при больших плюсах у него есть не менее заметные минусы. Так как производство ежедневников — по большей части сезонное дело, набрав персонал и закрыв новогодние праздники, нужно каким-то образом поддерживать компанию на плаву до сентября. И в это же время в ходе изучения рынка полиграфии в межсезонье DEKOS в третий раз расширил свое направление, сделав акцент на разработку и продажу бизнес-подарков.


Штат компании

Эффективность компании зависит от множества критериев. Один из них — штат. На первом этапе роста DEKOS, когда одним из решающих факторов прибыли была сезонность, количество единиц, работавших в штате, постоянно менялось. Просто не было смысла весь год держать полный офис сотрудников, которые по большей части ничем не занимались. Поэтому персонал также был сезонным. Наибольшее количество сотрудников приходило в компанию к сентябрю и уже к весне покидало стены предприятия.


На сегодняшний день в компании работают около 35 человек, и это не сезонные работники, необходимые исключительно в кризисное время, это полноценные рабочие единицы, в развитие которых вкладываются как временные, так и финансовые ресурсы. Но как и почти у всех компаний частного бизнеса, возникают самые различные ситуации — периоды как успешные, так и кризисные. И в случае затянувшегося кризиса DEKOS предупреждает свой персонал о том, что, возможно, сократит штат компании до того минимума, который сможет вытянуть. Но даже отказываясь от персонала, руководство компании старается трудоустроить тех работников, от которых им пришлось отказаться, рекомендуя их своим партнерам и знакомым.


В компании существует несколько разделов — производственный, занимающийся непосредственно созданием и изготовлением продукции, где задействовано 15 человек, организационный отдел, куда входят бухгалтерия, отдел маркетинга, водители, дизайнерский отдел и консультанты шоу-рума, и последний, третий отдел, который занимается складом и работой, связанной с этой частью. В офисной части задействовано 70 процентов персонала.


Рабочие механизмы: найм и испытательный срок

В своем сегменте DEKOS смогла стать той компанией, куда стремятся попасть соискатели. Это произошло благодаря весьма серьезному сроку работы на рынке, расстановке приоритетов и ценностей.


Компания предоставляет заработную плату чуть выше средней по рынку Узбекистана, и поэтому к каждому соискателю, желающему работать в этой полиграфии, выдвигает серьезные требования и критерии отбора. Каждый потенциальный сотрудник должен понимать ценности компании и соответствовать им. Здесь не любят конфликтных, вздорных людей со сложным характером, не очень хорошо относятся к «одиночкам» и ценят командных игроков. Это определяется по итогам собеседования в 90% случаев. А если HR отдел все-таки не смог определить всю ценность или сложность потенциального сотрудника, все его особенности становятся видны уже в работе в течение тестового срока.




Одной из главных особенностей компании является постоянный анализ работы как персонала, так и бизнеса в целом. Каждый сотрудник всегда знает и долгосрочную, и краткосрочную цель, администрация регулярно проводит сессии, интервью с персоналом, рассказывая, что именно ждет от них компания, что готова предложить и в правильном ли направлении движется человек. Данные интервью проводят не только менеджеры и начальники отделов, но и директор компании, считающий, что каждый управляющий должен знать свою команду в лицо.


Одним из главных приоритетов является личностный рост и развитие персонала. Для этого, помимо регулярных интервью по определению целей, компания занимается коучингом и тренингами, приглашая специалистов к себе либо отправляя особенно стремящихся к развитию работников на тренинги, семинары и лекции. Компания DEKOS является официальным партнером множества бизнес-мероприятий, проходящих в Узбекистане, что дает возможность отправлять своих сотрудников на интересные встречи и события, повышая уровень мотивации и обучая их.


Примечательный факт: за время существования компании по своему желанию из нее уходили только в двух случаях: декретный отпуск и смена страны проживания.


Правила и распорядок

Здесь уделяют большое внимание созданию и развитию командного духа внутри коллектива. Так как большую часть времени современный человек проводит именно на работе, задача руководства состоит в обеспечении таких условий труда, чтобы персонал хотел приходить на работу и проводить здесь свое время.


Суббота — почти такой же полноценный рабочий день для сотрудников компании, как и все остальные, но длится до 16:00. Большинство людей приходят на работу по собственному желанию, хотя дирекция DEKOS считает, что если у компании есть возможность позволить своим сотрудникам дать еще один выходной в неделю, его обязательно нужно давать. Однако это компенсируется полной загруженностью и крайне сильной занятостью в пик сезона, когда количество заказов растет день ото дня, а овертаймы являются нормальным явлением.


Компания полностью самообеспеченна — здесь есть своя собственная кухня, столовая, комната для отдыха. Рабочий день начинается в 09:00 и продолжается до 18:00, не считая пика сезона и овертаймов. Сверхурочное время работы оплачивается отдельно. Стиль одежды — рабочая форма в корпоративных цветах.


Тот же самый командный дух играет большую роль и на совместных праздниках — здесь отмечаются дни рождения каждого работника, так как любому сотруднику компании приятно получить фидбек от руководства перед всеми остальными, все хотят получить подтверждение того, что они — нужные элементы целого механизма.


В течение года компания выезжает на совместные тимбилдинги. Это может быть поездка в горы, аренда дачи или что-то в этом роде. Ну и самый большой и ожидаемый праздник в компании — новогодний корпоратив, где по итогам года самые лучшие и ценные работники награждаются подарками.


Учет рабочего времени

Просчитать отдачу и полезность всего штата единым способом практически невозможно — у каждого отдела своя собственная загруженность, свой показатель результатов и индивидуальная система подсчета KPI. У кого-то может быть показатель годовой, у кого-то — месячный, чье-то время и работа зависят от процессов, у кого-то — от проектов. В компании не приветствуется директивная модель управления — каждый сотрудник должен понимать свой уровень ответственности, свои задачи и находить их решения.


Учет рабочего времени, а именно — появление на работе и уход с нее, происходит с помощью системы Workly. Программа позволяет узнать во сколько сотрудник должен приходить и во сколько он пришел на самом деле. То же касается отсутствия и ухода. По корпоративной этике, считается не красивым прийти на работу позже обычного и уйти в шесть часов. С помощью системы практически невозможно обмануть руководство, и такие инциденты не приветствуются. По итогам месяца подсчитывается общее число опозданий, и совместно с руководством выясняются причины задержек и отгулов. И если причина кроется в неуважительном или несерьезном отношении к компании, лени, человек лишается бонусов и определенного процента от заработной платы.

А об уважительных причинах необходимо предупреждать заранее, так как дисциплина — один из важных элементов в работе. Но это все относительно — компания всегда готова идти на уступки, понимая, что у каждого человека есть свои объективные причины для задержек, и если сотрудник готов компенсировать эти задержки в другое время.


Текст: Егор Хмельницкий

Фото: Финат Разяпов