VOT не так давно тестировал приложение Via.uz, позволяющее в реальном времени следить за движением общественного транспорта. Вчера в Сети появилась информация о том, что с 16 января приложение прекращает работу. Мы попытались узнать, что случилось и как быть тем, кто привык пользоваться приложением.


Чтобы из первых уст получить информацию, мы связались с главой компании, разработавшей приложение.


Мурод Обидов
Руководитель ООО «Via-Tashkent»


С 2010 года мы работали над проектом по изучению, проектированию и внедрению систем управления городскими пассажирскими перевозками совместно с АК «Toshshahartransxizmat». В проект входило создание системы управления и учета для внутренней работы автобусных парков, установка оборудования на рейсовых автобусах и создание информационной системы для пассажиров. До завершения оставалось немного — внедрить эту систему учета во всех существующих автопарках.


29 декабря мы узнали, что по неизвестным причинам АК «Toshshahartransxizmat» изменила свое решение по сотрудничеству с нашей компанией. Контракт заканчивается 14 января, к этому моменту мы должны будем освободить сервер с данными.


Также с 30 декабря на бирже ведутся торги на осуществление уже начатого нами проекта. В пункте 2.1 требований к будущему разработчику сказано, что он должен обладать лицензией на картографию. У нас подобной лицензии нет, и получить ее в короткие сроки не представляется возможным. Этот документ выдает только комиссия при Кабинете Министров. Торги закончатся 14 января.


То, что VIA.UZ больше не будет предоставлять информацию по движению автобусов, — не наше решение. Мы вложили в этот проект много сил и времени, стараясь сделать жизнь жителей города лучше.


Однако мы не собираемся полностью сворачивать деятельность VIA.UZ. В ближайшем будущем надеемся работать хотя бы с маршрутными такси.


Комментарии АК «Toshshahartransxizmat»


На сайте АК «Toshshahartransxizmat» сообщается, что с компанией-разработчиком ООО «Via-Tashkent» был прекращен контракт, и поэтому была выставлена заявка на УзРТСБ на приобретение услуги «Представление программного продукта по мониторингу работы выполнения рейсов пассажирского транспорта с техническим сопровождением до конца 2016 г.»


В случае смены поставщика, предоставляющего услугу отслеживания, возможны кратковременные технические неполадки в работе приложения.


По социальному проекту планируется разработка и внедрение новых элементов, например, местонахождение остановок, информационное табло на промежуточных остановках и другие изменения, которые будут полезны и удобны для пассажиров общественного транспорта.


Мнение специалиста


Иззат Шукуров
Руководитель проекта maxTrack


Это очень большой проект, которым должна заниматься команда профессионалов, потому что потенциальный рынок пользователей услуги огромный. Мониторинг транспорта будет приносить АК «Toshshahartransxizmat» огромную экономическую выгоду на протяжении всего периода интеграции за счет оптимизации маршрутов, экономии топлива и иных расходных материалов. На рынке всего одна-две компании, которые могут качественно выполнить данное задание, с учетом, что процесс работы долгосрочный.


В данной ситуации АК «Toshshahartransxizmat» меняет поставщика услуг и объявил новый тендер сроком на один год. В условиях написано, что продукт должен быть уже готов и разработан в Узбекистане. В связи с очень узкой спецификой подобные решения разрабатываются исключительно под проект. Нет ни одной компании, которая бы, на свой страх и риск, разработала решение по автоматизации маршрутов автобусов заранее, в надежде поучаствовать в проекте когда-нибудь в будущем и смогла бы отгрузить его за 10 дней. Конечно, кроме уже существующего поставщика.


Помимо этого, в условиях тендера прописано, что сотрудничество будет заключено на 1 календарный год, а значит, в следующем году будет новый тендер и проект, возможно, получит другая компания. Каждый год выпускать новое приложение, новый продукт, заново его тестировать, обкатывать — это гигантские неудобства для клиентов. И если приложение, разработанное предыдущим поставщиком, будет передаваться новому, это будет очень сложная задача для нового поставщика в плане дальнейших разработок и технической поддержки. Так как программный код, написанный одной командой, может быть совсем неудобным для второй.


В моем видении проектом по управлению и автоматизации автобусным парком изначально должна была заниматься одна компания, которая полностью несла бы ответственность в долгосрочной перспективе за работу данного проекта и его эффективность. Перспектива у проекта огромная, так как, помимо предоставления информации о движении автобусов и автоматизации транспортного парка, в его рамках можно развивать различные сервисы. Например, сделать систему покупки и использования проездных в мобильном приложении и развивать ее как Oyster (знаменитая система единых проездных на все виды общественного транспорта в Великобритании).


Реакция горожан

Зарина Муртазаева
Менеджер по качеству

Узнала о приложении, еще когда оно было в разработке, и ждала выхода с нетерпением, хотя относилась к нему очень скептически. Думала, будет работать как минимум некорректно. С выходом приложения сразу же скачала себе и ждала, когда же закончится рабочий день, чтобы начать его тестировать. На удивление приложение превзошло все мои ожидания. Единственным минусом стало отсутствие всех маршрутов.


Однажды задержалась в больнице до 9 вечера и не была уверена, что транспорт еще ходит, но решила подождать автобус. Каково было моё удивление, когда нужный мне автобус подошел на остановку с точностью до секунды с показываемым временем на экране моего телефона!


Новость о прекращении работы приложения меня расстроила. Надеюсь, они в скором времени все же возобновят свою работу.




Агзам Салимов
Ведущий специалист


Данное приложение полезно не только для ташкентцев, но и для гостей столицы, туристов. С его помощью можно отслеживать время прибытия городского автотранспорта, прикинуть, сколько времени займет дорога, и из полученной информации рассчитать время, когда выходить из дома, а не стоять на солнце или в дождь.


Гостям столицы и туристам тоже будет удобно пользоваться данной программой, чтобы находить какие-то наши достопримечательности. Приезжим зачастую интересно ездить на автобусе до нужного места, ведь по дороге можно посмотреть город.


Конечно, отзывы о данном приложении были разные, но многие были рады тому, что в Узбекистане появилось что-то полезное для граждан, которые пользуются общественным транспортом.
Новость о прекращении работы приложения огорчила меня, так как мы живем в век высоких технологий. Данный факт можно охарактеризовать не как шаг вперед, а назад. Как гражданин Республики Узбекистан, я высказываю свое мнение и недовольство в связи с прекращением работы данного приложения в социальных сетях.




Динара Ахмедова
Коммерческий агент


Пользовалась приложением месяц — с середины ноября по декабрь. Понравилось абсолютно все: время прибытия автобуса, с какой скоростью он едет, какой следующий прибудет. С приложением я могла рационально использовать свое время. Думаю, оно обязательно должно остаться, так как много людей привыкли к удобствам и обратно возвращаться на круги своя не хочется. В Facebook активисты хотят написать коллективное письмо и подписаться, я тоже обязательно подпишусь.


Текст: Борис Жуковский

Фото: Финат Разяпов