Неподалеку от Гидрометцентра и 15 городской больницы расположено основное здание Астрономического института имени Улугбека, известного на западе как UBAI. Многие годы он является важным звеном мировой исследовательской деятельности, направленной на изучение Вселенной.

В настоящее время штат сотрудников института состоит более чем из ста человек. VOT рассказывает о том, чем они занимаются, о современных исследованиях, о пяти главных достижениях и о вкладе наших ученых в мировую науку.

Где они работают?

Центр института находится в Ташкенте — на том же месте, где в 1873 году была основана Ташкентская обсерватория. С того времени на ташкентской территории института сохранилась башня телескопа-астрографа, который использовался по прямому назначению вплоть до конца двадцатого века. Также там расположена учебная обсерватория, предназначенная для студентов Педагогического университета, а в главном корпусе института расположен Музей астрономии, открытый в 2009 году.

#VOTфакт: Астрономический Институт АН РУз является старейшим научным учреждением Центральной Азии.

Основной наблюдательной базой Института является Майданакская высокогорная обсерватория. Находится она недалеко от города Китаба, в горах Кашкадарьинской области. Уникальность этого комплекса — в его расположении. Во-первых, астроклимат региона, другими словами — чистота неба и количество ясных ночей в году, является одним из лучших в мире. Это позволяет добиваться качественных наблюдений с минимальными искажениями. Во-вторых, по долготе Майданак находится между двумя ведущими мировыми обсерваториями, расположенными на Канарских и Гавайских островах. Это позволяет вести круглосуточное наблюдение самых разных космических объектов, не упуская их из виду ни на минуту.

#VOTфакт: Первая малая планета, другими словами — астероид, открытый на Майданакской обсерватории 2 октября 2007 года, была названа (210271) Samarkand. Здесь же было записано первое на территории СНГ астровидео.

Немного севернее Майданака расположена еще одна обсерватория, известная ранее как Китабская международная широтная станция. Основанная в 1928 году, вплоть до конца двадцатого века, станция работала в системе Международной службы широты. Ось Земли медленно качается из стороны в сторону, и это приводит к изменению положения северного географического полюса. Задачей пяти станций, включая Китабскую, было определение его точного положения. В настоящее время на базе станции работает Отдел геодинамики Института астрономии.

#VOTфакт: Астроном Г. Н. Неуймин, работавший на станции в 40-х годах прошлого века, в память о Китабе назвал один из открытых им астероидов (1351) Uzbekistania.

Что они делали?

Мы выбрали пять наиболее важных и интересных, на наш взгляд, достижений астрономов Узбекистана и хотим рассказать о них:

1. Участие в программе IRIS. International Research on the Interior of the Sun — международная исследовательская программа, начало которой было положено в середине 80-х годов прошлого века. Целью ставилось изучение сейсмических процессов, происходящих внутри Солнца — ближайшей к нам звезды, что давало возможность подробнее узнать его внутреннее строение. Практическая ценность результатов исследований IRIS заключается в том, что науке стали известны механизмы, отвечающие за исправную работу не только нашего Солнца, но и многих других звезд аналогичного класса.

Для проведения непрерывного наблюдения звезды, по всему миру было открыто шесть станций. Усилиями сотрудников UBAI первая из них была построена в 1989 году на горе Кумбель Ташкентской области. С того же года и начались первые наблюдения. Станция на Кумбеле показала самый высокий результат среди всех участников программы — около 40 процентов общих сведений были получены именно здесь. Одним из главных достижений отечественной науки в рамках этой программы стало определение скорости вращения вещества внутри Солнца, ставшее одним из самых важных достижений мировой науки в 1996 году.

#VOTфакт: За активное участие в исследовательской деятельности IRIS, огромный вклад в эту программу и в развитие сотрудничества с Францией, директор Астрономического института Шухрат Эгамбердиев был удостоен одной из высших государственных наград Франции — ордена Академических пальм, а также медалью L`Adions обсерватории в Ницце.

2. Carte du Ciel. Первое международное исследование с участием астрономов из Ташкента также было связано с Францией. Масштабный проект по созданию максимально полной карты звездного неба (фр.: Carte du Ciel) был начат еще в 1887 году Парижской обсерваторией. В 1885 году один из 18 специально созданных для этого приборов, астрографов, был установлен в Ташкентской обсерватории. Наблюдения продолжались до 80-х годов XX века, а коллекция изображений, полученных в ходе этого проекта, по сей день является одной из самых крупных.

#VOTфакт: Тот самый астрограф до сих пор находится на своем месте — на территории прежней Ташкентской обсерватории, в самой высокой точке Ташкента.

3. Исследование зарождения планет. Образование новых звезд и планет происходит во Вселенной постоянно. Узнать нечто новое об этих процессах — значит расширить знания человечества о формировании звездных систем. Исследования, проведенные несколько лет назад на Майданаке, рассматривали скопление вещества вокруг зарождающейся звезды возрастом около двух миллионов лет, что по космическим масштабам соответствует «младенческому» периоду. Немного дополнив свои результаты данными из других мировых обсерваторий, наши ученые смогли впервые определить точный размер частиц, из которых впоследствии образуются новые планеты и их спутники.

#VOTфакт: Результаты этого исследования были опубликованы в одном из самых престижных мировых научных журналов «Nature».

4. Наблюдение малых планет. По современным оценкам, в пределах Солнечной системы движется более миллиона малых планет — астероидов. Их размер бывает разным — от нескольких десятков метров до сотен километров в диаметре. Систематическое наблюдение за подобными объектами, за их формой и движением, может ответить на фундаментальные вопросы о происхождения и эволюции систем, подобных Солнечной. Кроме того, траектории движения некоторых астероидов пересекаются с орбитой Земли. В рамках Международной программы мониторинга потенциально опасных астероидов с 2006 года наши астрономы наблюдают и за ними.

#VOTфакт: В знак признания важности проводимых исследований Майданакская обсерватория получила свою именную малую планету (22948) Maidanak в 2012 году.

5. Наблюдение за падением кометы. 1993 год стал очень важным для мировой астрономии. Именно тогда была открыта одна из самых известных комет — комета Шумейкеров-Леви. Свою славу она получила не из-за особых характеристик или свойств, а из-за траектории движения. Наблюдать её пришлось недолго — с 16 по 22 июля 1994 года все фрагменты кометы столкнулись с самой большой планетой Солнечной системы — Юпитером. Возможность увидеть явление такого масштаба предоставляется крайне редко, что и придало событию его важность. Сотрудникам Майданакской обсерватории, в виду уникального астроклимата, удалось произвести одни из самых точных и подробных наблюдений столкновения.

Что они делают?

Свету требуется восемь минут, чтобы добраться от Солнца до поверхности Земли. От самых далёких объектов Вселенной свет и другие виды излучения идут до нас свыше десяти миллиардов лет. События, происходящие там, могут дать человечеству ответы на многие вопросы — от того, по каким принципам развивается Вселенная и какими свойствами она обладает, вплоть до того, откуда всё началось и чем закончится. Именно поэтому усилия астрономов всего мира направлены на то, чтобы как можно подробнее изучить самые далекие уголки космоса.

UBAI, в сотрудничестве со многими другими мировыми институтами и орбитальными обсерваториями, принимает участие в наблюдении и изучении многих вопросов: исследование галактических ядер и внутреннего строения далёких звезд, наблюдение черных дыр и влияния гравитации на движение света в пространстве. Но работа сотрудников института направлена не только в глубины космоса.

Тектонические процессы, землетрясения. Земная кора состоит из крупных элементов, называемых тектоническими плитами. Геологические процессы, происходящие в глубине Земли, заставляют эти плиты двигаться — почти незаметно для нас со скоростью от двух до десяти сантиметров в год. Эти движения, особенно в местах разломов или стыков нескольких плит, являются причиной многих землетрясений. Наблюдение за этими процессами, выявление закономерностей и анализ изменений движения плит помогает высчитывать вероятность подземных толчков в том или ином месте. В настоящее время одним из самых лучших способов наблюдения за движением плит является использование спутниковых систем навигации GPS и ГЛОНАСС.

В начале 90-х годов прошлого века на Китабской широтной станции разместили наземные станции GPS и DORIS. После этого станция была включена в Международную геодинамическую сеть IGS и занялась исследованиями движения тектонических плит. В 1998 году широтную станцию преобразовали в Отдел геодинамики Института астрономии, а позже подобные станции GPS были установлены в Ташкенте и на Майданаке.

Прогноз погоды. Спутниковые навигационные системы используются и для прогнозирования погоды. Навигационные спутники непрерывно излучают сигналы специальной формы, которые принимаются наземными станциями. Вода, находящаяся в атмосфере, определенным образом влияет на силу сигнала. Вычисляя, исходя из задержки сигнала, количество влаги в атмосфере, можно с определенной степенью вероятности прогнозировать погодные явления.

Где они учатся?

В нашей стране есть шесть ВУЗов, готовящих специалистов в области астрономии:

Для каждого из этих учебных заведений UBAI своими силами организовал учебные обсерватории, в которых студенты могут получать практические знания и опыт для будущей работы.

#VOTфакт: Исходя из среднего возраста сотрудников, Астрономический институт является самым «молодым» в составе Академии наук Узбекистана.

Что они будут делать дальше?

UBAI располагает всем необходимым для работы на мировом уровне: удачное расположение обсерваторий, современное оборудование и квалифицированные специалисты. В планах института — расширять участие в международных программах наблюдения далеких звезд и галактик.

Цитата из культового сериала 60-х «Star Trek» гласит, что космос — это последний рубеж. Он во все времена притягивал ученых, желающих узнать, что представляет собой наш мир. Поэтому исследования, направленные на его изучение, не прекратятся до тех пор, пока не будут раскрыты все тайны Вселенной.

Текст: Борис Жуковский