В столице, где о чае слагают песни и пьют его все, от мала до велика, практически нет культуры чаепития. Ташкент не культивирует чай, а лишь воспринимает его как обычное явление.



Мы решили провести небольшое исследование и пообщаться о популярности чая у всех, кто непосредственно соприкасается с этим свернувшимся от сухости целебным листочком — управляющая чайханы, представители модных заведений столицы с большим выбором чая, представители чайных домов, производители чая, а также жители столицы — любители чая.


Чайная мода и ее отсутствие

Комментарии заведений города, которые имеют в своем меню большой ассортимент чая, объясняют почему происходит такое явление, как отсутствие культуры чая в столичных кафе.


Эътибор Хаитова,
управляющая кафе «Бухоро»


Чай востребован, как и прежде, но только потому, что пищу нужно чем-то запить, особенно жирную. Один чайник чая у нас стоит 600 сум, а в день приходится заваривать около 40–50 чайников. Посетители в основном заказывают зеленый чай, а экзотические или даже отличающиеся от черного и зеленого чаи в заведении отсутствуют. Иногда приходят люди, которые просто заказывают чайник чая и проводят за ним долгое время в раздумьях.


Кроме двух укорененных видов чая, администрация заведения, составляющая меню, ничего другого предложить не может, соответственно, клиенту приходиться довольствоваться насущным.



Кофейня «ЧайКоф»


Чай не культивируется в Ташкенте, потому, что в этом городе все «следят за модой», а чай не так моден, как кофе. Кофе — это модно. Хотя 10 лет назад мы даже не знали о различии между американо, эспрессо и капучино.


«Раскруткой» чая никто до сих пор не занимался. Мы стараемся способствовать чайному развитию и заниматься популяризацией этого прекрасного напитка. Мы очень любим чай и у нас есть персональная линейка чая знаменитой марки. Также можем порадовать своих клиентов обширным предложением собственных изобретений с использованием в чае трав, специй и натуральных фруктов.



ECORN


В нашем заведении популярность чая равна популярности кофе. Не можем сказать, что чай отстает от других напитков.





SILK 96


Чай не так востребован, потому что он является частью нашей культуры и обыденностью, в отличие от кофе, которому свойственен налет новизны и премиальности. В кафе нашего города, вы найдете как минимум два вида чая — черный и зеленый. Что касается китайских премиум сортов, это действительно проблема. Но это лишь до тех пор, пока не появится официальный импортер, который будет все это развивать.




Анна,
продавец-консультант Чайной лавки


Наш магазин существует около 5 лет и за это время у нас сформировалась база постоянных клиентов-любителей. Я опровергаю тот факт, что чай менее интересен, чем кофе. Начнем с того, что исторически Узбекистан является одной из стран «пьющих» чай. Это, относительно местного чая. Проблема ощущается с экзотическим чаем, но это связано со временем, в котором мы живем. Люди путешествуют, пробуют, бывает даже приходят к нам и спрашивают: «А что это у вас ассортимент такой небогатый?»


Ввоз чая в стану осуществляется в рамках закона, трудности возникают с сертификатом соответствия — его сложно получить. Проблема возникает на почве оборотов — это дорого: что вы привезете горсть чая, что контейнер — вам все равно потребуется разрешение.


Проблема также в том, что на хороший качественный чай нет спроса. Предоставь человеку зеленый качественный экзотический чай определенной стоимости и обычный зеленый чай стоимостью уменьшенную в 10 раз — результат будет в пользу второго варианта.


Мы выбираем более оригинальные сорта в целях разнообразить и обогатить ассортимент. Это китайские чаи необычных сортов, зарубежные и местные.


Производители чая

Поскольку «Panda Tea» занимается ввозом сырья, его очищением, смешиванием ингредиентов согласно рецептуре, а также фасует все полученное по коробкам и выдает готовый продукт, то ее можно позиционировать как производителя.


Deng Lin
эксперт в области чая


У нас в Китае к чаю особенное отношение. Китайцы говорят, что хороший чай может быть лекарством, а старый и низкого качества чай — это яд, поскольку он выделяет в организм токсины. В итоге, мы получаем общее недомогание, головные боли. И люди даже не задумываются, что такой простой каждодневный продукт, как чай, может вызывать подобные недомогания. Поэтому, когда наши клиенты доверяют тому, что мы им говорим, они возвращаются и говорят слова благодарности. Они чувствуют огромную разницу между тем, что пили раньше и нашим чаем. Их самочувствие улучшается и это нас не может не радовать.


Мы открывали наш маленький магазин с целью не просто продать чай, а привнести немного китайской культуры в Ташкент. Когда к нам приходит клиент, мы его знакомим с китайскими традициями чаепития, объясняем суть всех манипуляций во время чайной церемонии (во всем есть смысл), информируем его в вопросах чая. Большинство людей в Узбекистане знает о чае совсем мало. Мы стараемся донести до людей, что это не только зеленый и черный чай (разновидностей множество), но и намного больше, чем просто напиток для утоления жажды.


Благодаря торговым отношениям между Узбекистаном и Китаем, все больше людей посещают Китай. Побывав там раз и попробовав настоящий китайский чай, люди ищут такой же чай в Ташкенте. Почувствовав разницу, они понимают ценность этого напитка.


Сейчас среди молодежи модно пить китайские чаи, такие как пуэр, те гуанинь и да хун пао. Пить хороший чай — это стиль жизни.


Тохиржон Одилов
руководитель чайного дома Puera Tea House


Перед открытием чайного дома, наша команда анализировала опыт других стран: Дубай, Россия, Китай, США и т. д. Чайное направление в мире только развивается и Ташкент не позади всех. Даже в Дубае чайные заведения начали открываться всего лишь год — полтора назад. Были чайные лавки, которые продавали чай, но именно синтез с приятным времяпрепровождением и чайным потреблением — новинка во многих странах.


Считаю, что пришло то самое время для столицы, когда появилась необходимость перехода к здоровому образу жизни. Мы позиционируем себя, как чайный дом. Свыше 50 сортов чая различных свойств, рассчитанных на все случаи жизни можно попробовать в нашем кафе. Есть и давление понижающие/повышающие и улучшающие циркуляцию кровообращения и многие другие виды. Теперь перед нами ясно стоят две цели — с одной стороны, повышать интерес людей к такому замечательному напитку, как чай, а с другой, осведомить народ.


Горожане о чае


Наталья Силкина,
20 лет, журналист anhor.uz


У нас не культивируется чай потому, что мы не родина чая. Думаю, в скором времени откроются чайные заведения, в меню которых будет исключительно чай и в богатом ассортименте. Я буду в числе первых, кто его посетит! Нынешняя тенденция — вести здоровый образ жизни, должна предусматривать чай, ведь он намного полезнее кофе.



Файеза Максудова,
19 лет, студент WIUT


Мне кажется, что непопулярность чая связана с тем, что наш народ помешан на «выделывании» друг перед другом. Ведь чай — продукт обычный, есть в каждой семье и постоянно употребляется. Как то не «по-буржуйски» пить его в кафе или ресторанах.




Сарвар Тухтаев,
19 лет, студент WIUT


Думаю, что во всем виноват Starbucks. Также можно сказать о не востребованности и других напитков, типа глинтвейна или какао. Да и вообще, всем, наверное осточертел чай потому, что его все постоянно пьют. А например, капучино или тот же, не всегда можно сделать дома. С детства все привыкли, что черный чай — вкусный, а зеленый пьют только бабушки с дедушками.



Бобир Нурмухамедов,
27 лет, менеджер по маркетингу в korzinka.uz


Я — большой любитель чая. На мой взгляд, культура потребления чая в Ташкенте не так развита, потому что люди еще не готовы платить большие суммы за чай, так как возникают ассоциации с обычным и повседневным продуктом.


И напоследок

Опираясь на мнения всех участвовавших в написании данного материала, сложилась весьма однозначная формулировка: чай пьют, но мало. Дело абсолютно не касается количества. Все пересекается в той точке, где задействован сам интерес к этому напитку.



Одни считают чай травяной водой, которой нужно просто что-либо запить, а другие получают удовольствие от очередного сделанного глотка. Побеждает стремление к вкусу, разнообразию, а когда станет модно пить «другой» чай покажет время.


Текст: Жанона Ахмедова