Знакомые и любимые нами с детства линии стен построек старого Ташкента, мозаика кирпичной кладки и, конечно, атмосфера величественности. Проходя мимо них, невольно, выпрямляешь спину и поднимаешь голову — статность здания обязывает. Поблагодарить за появление этих архитектурных шедевров в нашем городе нужно архитектора Вильгельма Соломоновича Гейнцельмана.
Компаниям, предлагающим туристические услуги, пора подумать об архитектурных турах по Ташкенту. Маршрут имени
Путевка в Туркестан
Вильгельм Соломонович Гейнцельман оказался в наших краях благодаря приказу военного ведомства, определившего его на службу коллежским секретарем и младшим архитектором строительного отделения Сырдарьинского областного правления в Туркестанском
Старый-новый Ташкент
Когда деревья были большими, привычный нам «старый» Ташкент был «новым». Строительство нового города началось в 1865 г. с разрушения имеющихся построек на левом берегу Анхора. Были снесены полуразрушенные стены старой кокандской цитадели — Урды и стены, окружавшие примыкавшие к Урде земли. Первые новые постройки, возводившиеся летом и осенью 1865 г., носили военный характер. Постепенно Ташкент обрел черты уже знакомого нам города.





Ярким элементом Ташкента был и остается Дворец Великого князя
Спасо-Преображенский собор
Собор построен был в 1888 г. под руководством
Отдельно стоящая трехъярусная колокольня, высотой около 33 м, имела эффектное арочное венчание. Наряду с собором, колокольня была выполнена в близких по стилю формах
Интерьер собора был выполнен в светлых тонах и строгих формах, сочетающих византийские элементы и классические принципы русской архитектуры.
Дворец Романовых
Вторым после
У здания один этаж, но поднятый на высоком цоколе, в котором есть небольшие складские помещения. Дворец был воздвигнут в 1889 — 1890 гг. по проекту
Дворец располагается за кованной металлической решеткой и большим цветником. К центральному дому, увенчанному куполом с высоким флагштоком, подводит пологий пандус. По краям здания находятся два ризалита, также увенчанные куполами, но более пологой формы.
Планировка здания абсолютно симметрична. Через проходное тамбурное помещение вход ведет в центральный вестибюль, откуда можно пройти прямо в гостиную, выйти в боковые галереи и по винтовой лестнице подняться в небольшой кабинет. Из кабинета можно выйти на балкон, находящийся над главным входом; такой же балкон примыкает на северной стороне дома, к помещению гостиной.
Расположение дворца в тенистом парке решило его архитектурную судьбу в романтическом духе. Скульптуры охотничьих собак, олени и головы породистых коней в овальных медальонах на фасадах флигелей, создали образ охотничьего загородного особняка.
Государственный банк
Одним из наиболее выразительных зданий, окружающих нынешний сквер Амира Темура, остается здание Государственного банка, построенное после 1895 г.
Стремясь создать единую композицию, Гейнцельман всем архитектурным формам придал красивый рисунок.
Реальное училище
Крупным учебным заведением было Реальное училище, построенное
В передней части училища расположились просторные классы и кабинеты, связанные с одной стороны широким коридором. В задней части находилась библиотека, служебные помещения, изолированные от учебных помещений ученические квартиры. Там же в одноэтажном крыле располагалась церковь. Центральная угловая часть фасада подчеркнута повышающимся к середине зубчатым завершением, большим арочным проемом входа, парадным крыльцом и подвешенным на цепях большим металлическим козырьком. В рисунке металлических элементов козырька, в обработке контрфорсов и других внешних формах очень заметно влияние модерна.
Внешне здание и сегодня выглядит солидно. Как и в Кадетском корпусе, над входом размещен открытый балкон на кирпичных арочных устоях. Рельефный кирпичный карниз с арочными раскреповками над пристенными контрфорсами обегает все здание. Архитектор стремился придать зданию не только видимую прочность, но и прочность фактическую, учитывая высокую сейсмичность нашей столицы.
Казенная палата
Из построек административного назначения старого Ташкента рук Гейнцельмана, нужно рассказать и о Казенной палате. Сегодня здесь расположен Фонд «Соглом авлод учун».
Здание Казенной палаты со строгой угловой композицией построено в 1902 г. Центром здания стала высокая многогранная башня, увенчанная высоким пирамидальным куполом с ажурной металлической решеткой по верху. Внутри находятся входной вестибюль, небольшой операционный зал на втором этаже и связывающая их лестница.
Сюда же подходили коридоры, по бокам которых, находились служебные помещения. В основе внешней архитектуры фасада фактура великолепной кирпичной кладки. Как и в большинстве зданий автора, вход подчеркнут небольшим арочным портиком, несущим балкон второго этажа.
Применение аналогичных форм в зданиях собора, дворца великого князя, казенной палаты и банка подтверждает авторскую принадлежность этих построек и своеобразие творческого почерка мастера
Мнение горожан
Роман Сайфутдинов,
Студент Ташкентского
О том, кто такой Гейнцельман нам рассказывали на лекциях. Очень интересно и увлекательно узнавать историю человека, создавшего их и историю самих построек. Все в Ташкенте знают эти места, они стали излюбленным местом для многих из нас.
Очень радует, что на фоне современных построек столицы остаются и постройки с вековой историей. Эти здания, наряду с восточными базарами и медресе, придают колорит Ташкенту.

Гид по Узбекистану
Ташкент конца 19-го века - особое явление в среднеазиатской культуре. Период, когда после завоевания Ташкента Российской Империей в город стали переезжать не только военные, но и писатели, ученые, архитекторы. Одним из них был Вильгельм Соломонович Гейнцельман, глава строительного ведомства Туркестанского края в 1878—1908 годах. Здания, построенные из туркестанского кирпича, сделали Вильгельма Соломоновича известным всему краю. Работал он не только в Ташкенте, но и в Самарканде, Коканде и Южном Казахстане. Щедро делился своим талантом со всем Туркестанского и активно работал до самой своей отставки в 1908 году.
Без зданий, построенных Гейнцельманом уже невозможно представить так называемую «русскую» часть Ташкента. Разве можно вообразить, что, проходя от площади Мустакиллик к Бродвею, не увидишь шикарного здания в стиле модерн, утопающего в тени столетних дубов? Или что рядом с Центральным банком не было бы симпатичного здания Реального училища? Жаль, конечно, Спассо-Преображенский собор, что был построен на нынешней площади Мустакиллик. Судя по документам и фотографиям того времени, здание было просто великолепным. Уже не говоря о том, что там были похоронены фон Кауфман (первый генерал-губенатор Туркестанского края) и Великий князь Константин Романов. Я очень люблю показывать своим гостям эти здания. Для них всегда становится сюрпризом, что в Узбекистане можно посмотреть что-то кроме медресе, мавзолеев и мечетей. Да, безусловно, Самарканд, Бухара и Хива прекрасны, но когда окунаешься в атмосферу Ташкента конца 19- начала 20 века - это особенные впечатления. Меня всегда радует, что туристы хотят узнать и о немного другой истории нашего края. Единственное, хотелось бы, конечно, чтоб такие здания, как дворец Князя Романова и Реального училища можно было бы показывать и изнутри, а не только снаружи. Это привлекло бы еще больше внимания к архитектуре того периода. В заключение хочу сказать, что, конечно, без зданий, построенных Вильгельмом Соломоновичем Гейнцельманом облик Ташкента был бы иным. Возможно не менее любимым, но не таким уникальным и разнообразным.
Фото: Финат Разяпов