Что есть мотивация сотрудника и насколько она важна в корпоративном мире? Об этом и многом другом ведущий специалист по персоналу компании BAT Uzbekistan Камиля Бектимирова.


Как определить тип мотивации сотрудника на этапе найма

Для того чтобы объяснить то, как мы определяем мотивацию сотрудника на этапе найма, вам самим нужно пройти собеседование. И объяснить это «просто» не получится. Нужно найти то, что движет человеком, какие у него ценности, совпадают ли эти ценности с корпоративным приоритетом. В этом и заключаются основы мотивации.


Кроме того, есть такое понятие, как потребности человека, и если мы действительно хотим, чтобы человек был лоялен по отношению к компании, был ее приверженцем, относился к ней, как к собственному бизнесу, нужно чтобы его личностные потребности совпадали с корпоративной идеологией. Когда этого совпадения нет, не значит, что человек плох, просто по всей, видимости он больше подходит какой-то другой компании и там он будет успешен, так как именно из-за приоритетных несовпадений ему будет сложно адаптироваться, принять правила компании.

Второе, мы оцениваем потребности человека, которые им движут. На какие-то должности нам необходимы высокопотенциальные сотрудники, потенциал которых идет в ногу с их амбициями. Но когда его амбиции зашкаливают, это не очень хорошо, потому что мы все работаем в рамках одной организации и вполне возможно, что компания попросту не будет успевать за амбициями, которые движут этим человеком. И наоборот - есть роли, на которых нам нужны стабильные люди, без высоких амбиций, и очень важно на этапе собеседования все это прочувствовать и ощутить правильно, для того чтоб не давать ложных обещаний, чтобы через год он не разочаровался и не вышло так, что он не получил всего, что он хотел получить от этой компании.


Мотивация и коучинг

Что касается мотивации, то денежная компенсация — это важно, пирамиду «Маслоу» никто не отменял. Человек задумывается о том, как прокормить семью, о своих личных потребностях, и если эти самые потребности удовлетворены, он выходит на новый уровень. Конечно, очень важно, чтобы в организации была выстроена правильная корпоративная культура, которая бы опять-таки соответствовала ценностям человека, очень важно, чтоб линейный руководитель поддерживал работника, чтобы в компании была возможность карьерного роста. Все зависит от желаний сотрудника; есть такие люди, которые не хотят расти и развиваться. Есть компании, которые поддерживают амбиции человека, это и есть одна из ключевых мотиваций человека, и люди, работающие в таких организациях, знают, что при некоторых усилиях можно достичь хорошего карьерного роста.

Есть еще один ключевой инструмент, который сейчас в тренде на корпоративном рынке — это коучинг. Многие компании практикуют его и при помощи данного инструмента можно мотивировать сотрудников, выявлять их потребности, и на этой базе можно выстраивать мотивационную схему.


Влияние менталитета на мир бизнеса

По поводу ментальности — ее никто не отменял и это есть везде. Что касается международных компаний, то процессы и процедуры там поставлены на международном уровне, естественно, влияние идет извне. И получается такой микс.

Наш народ очень трудолюбивый. Работая в международной компании и зная, как построены процессы на других рынках, могу сказать точно, что, в принципе, даже если вы наблюдаете наших узбеков за границей, то вы можете увидеть, как они добиваются большого успеха, а почему? Потому что они работают.
Наше гостеприимство прослеживается не только в гостиничном бизнесе. То, как мы встречаем иностранных партнеров и то, как они нас встречают, это, конечно, плюс в нашу сторону однозначно. И это влияет на взаимоотношения в бизнесе и на конечный результат.


Внедрение западных инструментов на локальный рынок

Я смотрю за локальным бизнесом, который в последнее время развивается достаточно продуктивно, и вижу, что предприниматели нуждаются в создании HR-департаментов в своих компаниях, как это выстроено в международных. Это говорит о том, что они хотят работать по международным стандартам, заинтересованы в развитии своих людей, потому что именно люди несут перемены и ведут компанию к международному стандарту.


Что я могу порекомендовать, это активно использовать международные инструменты - такие, как KPI, целеполагание, управление трудовой результативностью, которые давным-давно введены в западных странах, но тенденция использования их в Узбекистане началась относительно недавно. Это правильная система целеполагания, которая позволяет организации достигать результатов с помощью своих сотрудников но, к сожалению, этот процесс не выстроен во многих локальных компаниях и существует только в международных организациях. Этот инструмент в сочетании с KPI позволяет достаточно быстро ориентироваться на достижение результатов.

Об этих процессах и инструментах можно говорить много и долго. Меня радует то, что локальный бизнес это понимает. В последнее время приезжает большое количество международных специалистов, проводятся различные тренинги, лекции и семинары, и посещаемость таких тренингов очень большая. Это говорит о том, что в республике существует некий информационный голод. В сфере ведения бизнеса, лидерства, это говорит о том, что люди понимают, что им необходимо развиваться в этом направлении.


Плюсы и минусы должности менеджера по работе с персоналом

Что касается меня лично, то я пришла к тому, что работать с персоналом мне просто интересно. Меня всегда интересовала тема мотивации сотрудников, обучения и развития людей. Мне нравится видеть, как люди растут, при помощи инструментов, которые внедряет организация и HR в том числе. Как естественно это потом трансформируется в бизнес результаты. Мне просто нравится работать с людьми.


Менеджер по работе с персоналом это очень сложная работа — ты не всегда можешь поступать так, как хочешь, ты человек, который работает с персоналом, задает тон в организации. Люди ориентируются на тебя и на твое поведение. Это плюс, ты постоянно держишь себя тонусе. Когда ты видишь результат своего труда, ты понимаешь что ты тут не зря. Именно благодаря нашей работе бизнес достигает результатов.

Что же касается вызовов, то с людьми работать сложно, характеры ведь у всех разные, возникают недопонимания и наш отдел должен это решать. Есть также заблуждение, что менеджер по работе с персоналом всегда должен стоять на стороне работников. Это не так. Мы стоим посередине между бизнесом и работниками. С одной стороны, необходимо защищать интересы работников, а с другой — интересы бизнеса. Потому что мы все здесь, чтобы достигать результатов и помогать бизнесу делать бизнес.


Что есть менеджмент и зачем знать его основы

Каждому из нас нужно знать основу бизнеса. Планирование, в принципе, даже на ежедневной основе, так или иначе связано с менеджментом. Иногда говорят о том, что менеджмент — это управление людьми, но это не так. Мы управляем и собой в том числе — своим временем, ресурсами.


Но когда мы говорим о предпринимателе, то, конечно, ему нужно правильно распределять свое время, ресурсы и т. д., потому, что слово «менеджмент» также включает в себя то, как вы коммуницируете с людьми, как вы выстраиваете отношения. Управлять можно не только людьми и процессами, всем, что связано с контролем. А контролировать нужно все, в том числе и отдых.

Нельзя умалять значимость рядового персонала, в том числе и менеджера. Менеджер принимает решения, поэтому мотивировать нужно всех по-своему. Изменения происходят на ежедневной основе, бизнес меняется каждый день, меняется конкурентная среда, меняется политическая и экономическая обстановка в стране, в целом в мире. Чтобы выжить, бизнесу необходимо постоянно меняться. Управление — это неотъемлемая часть бизнеса, нужно постоянно менять подходы.


Несмотря на то, что отдел HR существует на мировом рынке лет двадцать, это не говорит о том, что мотивацией до этого никто не занимался. Это была работа управленцев и руководителей. И когда появился HR в современном понимании этого слова, никто не снимал эту функцию с плеч руководителей.


Если мотивацией будет заниматься только отдел по работе с персоналом, значит, мотивации в этой компании не будет. Мотивацией должны в первую очередь заниматься руководители. В любом случае, общаться с персоналом нужно, нужно узнавать о том, что происходит у них и чего они хотят для себя в дальнейшем.


Текст: Малика Саатова

Фото: Финат Разяпов