О том, в чем отличие коуча от ментора и зачем они необходимы бизнесу - Ситора Юлдашева, менеджер по работе с персоналом компании BAT Uzbekistan.


Менеджмент — это не только функциональные знания, которые вы получаете, занимая ту или иную должность. Это также развитие лидерских качеств, это умение работать на результат. Если у вас случаются какие-то неудачи и проблемы, навык идти к поставленной цели не смотря ни на что очень помогает. Кроме того, занимаясь менеджментом вы учитесь работать с командой, налаживаете коммуникации с людьми и это все нарабатывается с опытом. Большинство навыков, что вы приобретаете здесь, могут пригодиться вам в абсолютно любой сфере человеческой жизни.


О своей работе в UzBAT

Я работаю в Департаменте по работе с персоналом компании BAT Uzbekistan. Я присоединилась к компании два года назад, на международную программу менеджеров-стажеров и благодаря программе смогла изучать все функции HR изнутри, и практику на другом рынке. Данная программа нацелена на подготовку будущих руководителей функции, поэтому компания инвестирует немало своих ресурсов и времени на наше развитие. Как например, придя на позицию уже готового специалиста, можно не получить тот пласт знаний и опыта, что получаешь через данную программу.

В управлении персоналом я руководствуюсь справедливостью — опытный HR должен быть справедлив и объективен в принятии решений. Конечно, окончательное решение по тому или иному сотруднику остается за руководителем, но HR должен давать свои рекомендации и помогать руководителю принимать максимально объективное решение. Мы работаем на благо бизнеса, наша задача выстраивать определенную стратегию в ведении бизнеса для достижения наилучшего результата.


Очень важно, чтобы люди понимали, чего от них ждут, какие требования своим сотрудникам ставит компания и в верном ли направлении они движутся.


Коучинг в корпоративном развитии

Для меня коучинг - это инструмент для развития людей и раскрытия их потенциала, который направляет их к достижению цели и помогает им найти ответ в себе. Но также важно помнить, что коуч не сделает за тебя всю работу, что вся ответственность лежит на тебе и результат зависит только от тебя.

На сегодняшний день, рынок труда развивается. Все больше компаний вкладывают в развитие своих сотрудников для достижения больших результатов с меньшими затратами. Соответственно, сегодня все больше компаний прибегают к коучингу, как к методу развития высокопотенциальных сотрудников. И если раньше он был привилегией для руководства, то сейчас я думаю он проникает во все слои организаций.


Отличие менторинга от коучинга

Мне повезло, я имела шанс работать как с коучем, так и с ментором. И в данной работе я выделила схожие и отличительные особенности коучинга от менторинга. Схожесть в обоих случаях заключается в том, что оба понятия подразумевают инструмент развития. Менторинг направлен на поддержку, а коучинг на раскрытие потенциала и возможностей. Менторинг нацелен на развитие человека в целом, а коучинг на достижение конкретной цели или решение определенного вопроса.

В первую очередь ментор — это человек, имеющий огромный жизненный опыт, который может поделиться определенными знаниями. Также, немаловажно в менторинге, чтобы существовало взаимное понимание и, конечно, доверительные отношения.


Особенности коучинга

К коучу нужно обращаться когда сложно найти выход, ответ в себе. Я обращалась к коучу по мере возникновения вопросов, хотя я знала, что ответ мне никто не даст и не скажет, как поступить. Коуч с помощью правильных вопросов, помогал направлять и найти решение самой.


А вообще, данный тренинг поможет понять, что такое коучинг, зачем он нужен, принципы и техники коучинга, и приобрести практические навыки. Коучинг и менторинг, как мы ранее обсудили, это инструменты развития, человек будет быстрее находить решения в сложных ситуациях и принимать эффективнее решения в бизнесе и личной жизни.

Те же самые тренинги и школы способствуют улучшению ситуации на рынке в целом. Но, есть и достаточно простые методы освоения того или иного предмета в процентном соотношении — 70/20/10. 70% навыков человек получает напрямую работая с задачей, сталкиваясь с ситуацией и набирая опыт, 20% это работа наставника, коучера, когда сотруднику показывают, что и как делать, наставляют его. Остальные 10% это тренинги и мастер классы, семинары и т. д., то есть то, где человек получает теорию.


Как выстроить работу с командой

Есть множество теорий, но создать идеальную команду невозможно — должен быть хороший, опытный лидер, который будет правильно распределять обязанности между членами, изучая их сильные и слабые стороны, понимая, что у них получается лучше, а что хуже. Грубо говоря, успех образования команды заключается в знании каждого игрока и правильном делегировании задач между этими игроками.


От стиля управления командой тоже зависит очень многое — я видела команды с авторитарным стилем управления, во главе которых стояли ярко выраженные доминанты, и команды, где руководитель выполнял роль друга-наставника. И опираясь на увиденное, я думаю, что при не доминантном наставнике команда срабатывается в разы лучше и получается хороший результат.

Чтобы быть успешным в области менеджмента и HR нужно уметь разбираться в людях. Если вы хотите успеха в IT индустрии, вам приоритетнее разбираться в современных технологиях, развивать некие функциональные навыки. Здесь же вам нужно работать с людьми и развиваться в областях связанными именно с ними. Но главное, что необходимо абсолютно в любой сфере и что является решающим фактором для достижения успеха — это любовь к тому, чем ты занимаешься. Если ты любишь свою работу и делаешь ее от души, у тебя все всегда получится.


Фото: Финат Разяпов