Жизнь подхлестывает их. Они отвечают тем же. И она бросает их в разные стороны: дарит друзей, равнодушных, единомышленников, любимых. Дарит каждому все, что может почувствовать один человек за одну жизнь. Но у каждого есть профессия, которая дает возможность прожить жизнь в другом измерении...


Вместо пролога…

Хусан: У нас была мечта – стать хорошими юристами. В детстве мы решили: один из нас будет адвокатом, другой – прокурором. Но однажды передумали. Тогда я решил быть режиссером, а Хасан – актером.



К этому времени наша районная школа переживала не лучшие времена. Так после седьмого класса родители отдали нас в хореографическое училище. Почему-то… Наверное думали, что мы перебесимся и передумаем. Не тут-то было.


Хасан: После окончания училища сдали документы в театральный институт. Родители были не в восторге. Актеры – несерьезная мужская профессия для детей серьезных людей.



Мы же шли все дальше и дальше: первые выступления, маленькие успехи, творческие достижения. В какой-то момент это пришлось по душам и близким. С тех пор они поддерживают нас всегда и во всем.


Измерение первое: мечты

Хасан: Тщеславие – то, чем были одержимы в молодости. Поступив в институт мы думали, что «вот он звездный час». Нами будут восхищаться, внимать нашу речь и заглядывать в рот. Но этого не случилось. Причем не случалось очень долго. Мы же постоянно удивлялись и недоумевали почему.


Хусан: «Танцевальные наигрушники» (театральный сленг, от слова «наигрывать=переигрывать», – прим. ред.) – таким определением нас нарекла Эмилия Федоровна Крушевская. В институте страдали одной бедой – всё переигрывали, как в плохом балете. «Драматическому искусству нужно учиться! А вы все пляшете на сцене. Вместо того, чтобы жить», – возмущались наши педагоги.



Хасан: Так или иначе, но в жизни нам везет. Посчастливилось, что мы близнецы – совершенно одинаковые, но абсолютно разные. Нам повезло с родителями, педагогами театром, режиссером, большим количеством хороших ролей. Мы везунчики. Однозначно. Но свой профессионализм все равно нужно постоянно оттачивать и совершенствовать. Каким бы везучим ты ни был.
Хусан: Есть у тебя диплом или нет, нужно каждый день доказывать на деле свою состоятельность. Отношение к тебе складывается по принципу: умеешь что-то делать или нет. И никакие дипломы здесь не помогут.


Измерение второе: счастье

Хасан: Принято считать, что актеры – акцентуированные личности. Они постоянно хотят быть в центре внимания. Любят жаловаться на низкую зарплату, занятость и нехватку времени. Но на самом деле театр приносит больше радости. Мы приходим в театр и проживаем веселую и насыщенную жизнь. Постоянно открываем что-то новое: в себе, студентах, спектаклях. Но иногда мы жалуемся…



Хусан: Актеры – счастливые люди. Мы всегда можем жить «другой» жизнью. С другой стороны – это постоянные эмоциональные, психологические и физические нагрузки. Четыре часа на сцене – ты измотан настолько, что ничего не хочешь. Но это интереснее, чем работа в офисе.


Измерение третье: детство

Хасан: В 14 лет на летних каникулах мы работали официантами. Заработали приличную сумму. В семье была свадьба сестры. Мы оделись на заработанные деньги и купили подарок невесте.


Хусан: Детство когда-то заканчивается. У нас оно закончилось недавно – когда мы женились. Хотя иногда оно снова посещает нас.



Хасан: Чем больше детство не покидает нас в душе, тем лучше. Всегда боюсь слишком серьезно относиться к чему-либо. Понятно, что необходимо давать правильную оценку тем или иным вещам. Но хочется не драматизировать и шутить над своими проблемами. В мире и так все слишком серьезно, сложно и тяжело. Непосредственность – это действенное оружие.


Измерение четвертое: профессия

Хасан: С новым выходом на сцену снова ощущаешь страх. С новой ролью – снова чувствуешь себя нулем. И знаете, это не лечится и не проходит! Чем больше ты познаешь актерское мастерство, тем больше ощущение профессиональной несостоятельности въедается в сознание.


Хусан: Перед каждым выходом на сцену мы всей труппой стаем в круг и проговариваем определенную мантру. Сценой нельзя пренебрегать. Я помню репетиции, к которым относился несерьезно. И на их спектаклях обязательно что-то случалось. Мог ногу подвернуть или упасть на ровном месте… Не знаю как подобное объяснить. Может быть в такие моменты подсознание срабатывает. Так или иначе, нас учили, что с театром и сценой нужно быть на «Вы».


Хасан: Да, сцена наказывает. И это – не миф. Выходя на сцену, нужно мысленно и духовно собраться. А еще понимать, что идешь получать не только удовольствие, но и несешь важное.


Измерение пятое: частная территория

Хусан: Лень, излишняя самоуверенность и богемная жизнь – то, что делает актера провальным. Это может случиться с каждым. Никто не застрахован. Такое было и у нас. Но нам повезло, нас двое. Можем одернуть и уберечь друг друга от подобных ошибок.


Хасан: Мой брат всегда рядом. Самый больший срок разлуки – месяц. И знаете, между нами действительно есть какая-то связь. Часто друзья смеются над нами. Мы можем разговаривать, но в один и тот же момент замолчать, посмотреть и понять друг друга. Молча и без слов.



Хусан: Секрет успешного брака? Не смогу сказать. Не хочу банальностей. У каждого свой метод. Возможно это слишком слащаво. Но главное в моей жизни – мои девочки. Супруга и дочь. Это – мое счастье.


Хасан: В браке – как и в жизни. Нужно беречь друг друга: от сложностей, опасностей, скандалов. Вот, например, я зол и хочу закатить скандал супруге. А нет, нельзя! Нужно перебороть себя и сберечь ее. Иногда ей приходиться останавливать себя. Так и бережем друг друга. А вообще, счастье – это когда твои родные и близкие здоровы.

Измерение шестое: самопознание

Хусан: Самая важная добродетель театра – катарсис. Публика идет в театр для развлечения. И незаметно для себя выходит из него обогащенная новыми мыслями и ощущениями благодаря духовному общению.


Хасан: Смысл нашего дела – это самопознание. А еще происходят незабываемые случаи… Вот идешь ты по базару, и проходит мама с ребенком. Ты их не знаешь. Зато они знают о тебе многое: где родился, живешь, какие роли играешь. Каждое воскресенье видят тебя на сцене. А мама еще и в субботу приходит на твои взрослые спектакли. Подходят к тебе и начинают благодарить. Это и есть смысл…


Хусан: Работа облагораживает человека. Даже если у него очень скромные способности. При упорном труде – любой гадкий утенок всегда станет белым лебедем.


Хасан: 10 % таланта и 90 % труда – залог успеха по Станиславскому. Есть талантливые люди, которые не хотят работать. Такие долго в театре не задерживаются.


Измерение седьмое: пространство

Хасан: Самое сложное в жизни – принять решение. Правильно ли пошел направо, налево, может быть назад вернуться? А нет – уже не получается. Уже 28. Нужно ответственно относится ко всему, что делаешь.


Хусан: Недавно мы вернулись из США. Ездили в гости к своим родителям. Очень вдохновились. Как сказал один актер: «Я буду относиться к Америке хорошо, потому что знаю, как там относятся к животным и пожилым». Америка – место, где человек может реализовать себя в любой сфере. Хочешь стоять на голове 24 часа в сутках? Пожалуйста, это даже можно сделать стартапом. Запатентуй и стой себе на здоровье! Правда на такой волне появляются «ненужные» проекты. Так или иначе, в США есть огромное количество возможностей для очень талантливых, средне талантливых и вообще неталантливых людей.



Хасан: Никогда не хотели уехать из Узбекистана навсегда. Все наши отъезды и приезды связаны с тем, что хотим перенять иностранный опыт и внедрить его здесь. Давно работаем не только в театре, но и в столичной event-индустрии, рекламе и маркетинге. За последние годы накопился серьёзный опыт. Решили выйти на более высокий уровень, создав компанию Twins Creative & Entertainment. Это наше детище, о котором мечтали со студенческих лет. Скажу по секрету. У нашей компании есть грандиозный проект. Делаем то, чего еще в Ташкенте не было. По крайней мере на таком уровне.


Хусан: Важнее всего – мыслить масштабно, объемно и глубоко. Важно мечтать, фантазировать, даже если ваши фантазии кажутся необоснованными. Главное – строить мечту, стремиться и не предавать ее ни в коем случае. Все обязательно сбудется. В этой жизни.


Эпилог: игра в жизнь

В жизни, как и на сцене важна искренность и чистота. Избегайте фальши во всем. Жизнь – она как лакмусовая бумажка, выявит все. И будьте уверены, даже если вас не проигнорирует «зритель» – время очень быстро расставит все по своим местам. Но это уже другой большой разговор…


Текст: Тамара Синельникова

Фото: Паша Ким