В последнее время в Ташкенте появляется все больше рекламных и маркетинговых агентств с нестандартным и креативным подходом к вполне обычным вещам. Один из «выстреливших» проектов в этой сфере — команда агентства Motomoto, открывшегося год назад. Темур Саъдий об агентстве, нейминге и рынке.


С чего все начиналось

История Motomoto началась в 2013 году. Мой товарищ и компаньон Артур Цой собрал небольшую команду людей, любящих свою работу и живущих своим делом. В июле прошлого года меня пригласили в эту команду, которая через год переросла в Motomoto.


Объем работы увеличивался, и к нашей команде присоединились еще два талантливых специалиста — Зокир (Джо) Халматов и Ильёр Мамаюсупов. Ставя перед собой цели осваивать новые горизонты и новых клиентов, мы поменяли название на более звучное и стали формировать новый состав.


В августе прошлого года мы переехали в офис, в котором базируемся и по сей день. За этот год с нашей компанией произошло невероятное количество событий, которые сложно структурировать и вспомнить сразу.

Успешно проведенные проекты мотивируют идти дальше и расширяться.


Почему motomoto?

История нашего названия любопытна, мало кто может похвастаться живым талисманом. У нас это Равшан Абдусалямов.


Именно фестиваль Red Jolbors в 2014 году стал местом рождения нашего названия. Изначально нейм имел прямое отношение к персонажу мультфильма «Мадагаскар» — так мы ласково называли Равшана. Даже с большой любовью нарисовали для него лого. Но, к нашему глубочайшему сожалению, Равшан не воспринял эту идею серьезно.


Позже мы стали выяснять различные значения слова Motomoto и решили работать под этой маркой, так как она отражает дух нашего агентства.


Своя ниша

Мы выбирали дизайнеров в соответствии с направленностью, в рамках которой мы трудимся. В основном, мы занимаемся брендингом, ведь специалистов этой области в Узбекистане сейчас мало. В настоящее время у нас сформировалась достаточно сильная команда, и не только в этом направлении. Лично я силен в разработках логотипов и фирменных стилей торговых марок, Джо — в рекламном дизайне и упаковках, Ильер — талантливейший веб-дизайнер, Артур — специалист по маркетингу, а с группой smm-специалистов нам вообще повезло.


Мы изначально знали, кого возьмем в команду, знали этих людей в лично, знали, что можем на них положиться. Сегодня существует проблема кадров в данной индустрии, потому что очень много толковых работников уезжает в другие страны. Я не знаю, как решить проблему утечки кадров.


Совсем недавно, например, прошел второй курс в Ташкентской школе рекламы и дизайна, на которой мы с Джо выступали с лекциями. Первый набор, помимо прочего, преследовал цель прошерстить рынок на кадры, найти будущих профессионалов. К сожалению, это сработало не совсем так, как изначально задумывал Кирилл Альтман. Курс был рассчитан на студентов, а приходили взрослые люди, компании, желающие повысить квалификацию.


Если попытаться проанализировать проблему с кадрами и найти решение, я думаю, нужно, чтобы люди были заинтересованы в работе, чтобы хотели учиться, узнавать о сфере своей деятельности больше. Я, например, оканчивал экономический факультет и поначалу подрабатывал только на фрилансе, занимался самообучением, потому что это было интересно, набивал руку. А потом нашел первых клиентов, и дело пошло.


Конкуренция и рынок

Нам несложно конкурировать с другими агентствами по качеству, а вот по ценам — сложно. Ведь в силу отсутствия опыта или должного качества многие агентства согласны понизить уровень оплаты своей работы. У нас сильная команда, и мы делаем упор на качество и партнерские отношения с клиентами, а не на краткосрочное сотрудничество и цены.


Для нас очень важно найти именно своих клиентов. Те клиенты, с которыми мы работаем, готовы к новым начинаниям, и это радует, потому что они знают, чего хотят, и работать с ними очень приятно.
Конечно, мы тоже иногда ошибаемся, потому что возникает недопонимание в постановке задач и их исполнении.


Первая задача, которая стоит перед нами — объяснить, зачем мы нужны клиенту. Нам очень легко работать, когда люди четко формулируют свои желания. Иногда, если у клиента небольшой бюджет, но он точно знает, чего хочет, мы решаем его проблему с минимальными затратами.


Развивать сферу рекламы и дизайна будет легче, когда у нас будет больше агентств нашего направления. Для качественного развития, возможно, понадобится пять, а может, шесть лет. Но сейчас очень трудно давать прогнозы.


Участие в фестивалях может быть одним из показательных моментов в развитии нашей отрасли. Фестивали могут привести клиентов, и за счет этого наша отрасль будет иметь место для расширения. Но для этого нужны участники, а сейчас их практически нет.


Лекции и мастер-классы тоже могут развивать рынок. Сейчас идет «бум» на различные мероприятия в сфере маркетинга и продаж (семинары и лекции от Be the Change Group, курсы BDG, различные тематические ивенты в ТЧК) К сожалению, мероприятий по дизайну и рекламе не так много.


Мы тоже стараемся этим заниматься. Например, лекция в «ТЧК» с Эркеном Кагаровым. Она была организована нами очень быстро. Узнав, что он приезжает в Ташкент, а ему еще никто не написал, это решили сделать мы. Тем более, мы как раз узнали о повторном открытии «ТЧК». Дальше мы планируем проводить интересные ивенты, у нас в планах привезти знакомых журналистов — работы сейчас много, но мы обязательно это осуществим. Безусловно, нужно свободное время, но мы обязательно будем проводить такие акции в дальнейшем. Как для своего имиджа, так и для общей «движухи».


О том, как создать компанию

Будучи компанией, деньги зарабатывать легче, потому что это привлекает крупных клиентов. Рынок очень большой, и перед нами стоит множество задач, и чтобы ты ни открыл — ты можешь найти своего клиента. Где-то придется побороться, где-то тебе повезет.


Конечно, можно прогореть, если нет четкого руководства и плана. И это, как я понял, нередкий случай. Раз уж человек совершенно в этом ничего не понимает — лучше нанять специалиста, разбирающегося в этой сфере.


Не может студент сразу после окончания ВУЗа начать зарабатывать большие деньги. В наших реалиях точно не может. Нужно найти себя и работать, очень долго и упорно. Я считаю, что мне повезло, я отделался малой кровью, но так бывает не всегда.


Расширяться мы пока не планируем, потому что за все время работы я понял одну важную вещь — важна команда. Сейчас мы планируем работать со стажерами, готовить их к будущей работе. Это, в своем роде, тоже расширение. Но главное — закрепиться и работать. А начинающим можно дать только один совет — быть заинтересованным и работать над собой, набивать руку. Результат не заставит себя ждать.


Текст: Даша Солод

Фото: Финат Разяпов