Не буду скрывать, если бы я в свое время не закончила экономический факультет и не увлеклась бы журналистикой – пошла бы в воспитатели. Так что, когда предложили попробовать, согласилась не раздумывая.



Рабочий день воспитателя начинается в 7 утра и заканчивается, как правило, в 5 вечера. Воспитатели работают до «последнего» ребенка, так как ни один порядочный воспитатель не оставит малыша на попечение сторожу. Чего не скажешь о родителях, которые периодически «забывают» о своих детях и могут попросту не прийти за ребенком. Но обо всем по порядку…


Как это было

В садике существуют два вида групп – ясельные и подготовительные. В первую группу берут малышей до трех лет. Здесь главной задачей воспитателя и нянечки является следить, чтобы ребенок поел, поспал, поиграл, сходил на горшок, оделся и умудрился не застрять где-нибудь в заборе. Ну или в шкафу, стуле, кровати и т.д.



Я же попала в подготовительную группу. Обычный четырехлетний ребенок задает вопросы со скоростью десять штук в минуту. И как бы я ни старалась сохранить улыбку на лице, после очередного вопроса в духе «А камни вкусные?» сохранить самообладание мне стало сложно. В моей группе таких «почемучек» оказалось тридцать человек.


Взрослые слезы

Каждое утро происходят «маленькие трагедии», когда родитель, уже выпив предварительно десять капель валерьяны с утра, приводит ребенка в садик. Здесь начинается самое интересное: «Мамочка поцелуй, обними, еще!», «Я не хочу в садик, я хочу домой!». Нередко ребенка приходится буквально отдирать от родителей. Маленькие дети, еще не привыкшие к садику, устраивают настоящие истерики. Родители в растерянности. Такие сцены повторяются каждое утро. Навевая на родителей мысли о том, что нужно бросить работу и заняться воспитанием ребенка дома.



Единственный невозмутимый в этой ситуации человек – воспитатель. Отбросив все свои эмоции, я в точности повторяла за настоящим воспитателем. Вот я беру ребенка на руки, задаю ему вопросы, показываю новую игрушку, еще один незаметный отвлекающий маневр, и ребенок оказывается в группе. Очередная мамочка с очередным сердечным приступом отправляется на работу. Многие родители первое время плачут за забором.


О главном

Главный принцип работы воспитателя – дать понять детям, кто здесь главный, иначе ребенок просто не будет слушаться. В группе из тридцати человек у воспитателя нет такой роскоши, как позволить ребенку капризничать. Со взрослыми детками можно и пошутить, и посмеяться. Но с малышами воспитатель таких вольностей себе не позволяет. Команды отдаются громко, четко и ясно. Но в то же время воспитатель никогда не позволит себе накричать на маленького ребенка – с малышами так нельзя. Требуется немало времени, чтобы дети начали тебя слушать. На меня же они посматривали больше с любопытством и пониманием того, что я все-таки выше и могу влепить подзатыльник (хотя, конечно, не могу).



Когда воспитатель берет себе новую группу трехлетних детей – это малышня, которая не умеет кушать самостоятельно, плачет в течение дня, писает в кровать, не одевается и не засыпает самостоятельно. Воспитатель – это человек с железным характером, который в течение дня успевает (каким-то магическим образом!) уделить время каждому такому ребенку. Один из самых частых вопросов у родителей – это «А почему он в чужих сандалиях?». А потому что многие дети не видят разницы между «своими» и «чужими» топиками. Они надевают обувь на 2 размера больше и ходят как ни в чем не бывало. Воспитатель распознает принадлежность всех шестидесяти пар обуви (не забывайте о сменной). В конце дня я подписала маркером всю детскую обувь.

Недетские истории

Зачастую может показаться, что воспитатель все время кричит – и в этом вы не ошибетесь. У всех воспитателей громкий и командный голос, иначе в вечном шуме их просто не услышат. Тридцать мелких человеческих детенышей производят больше шума, чем готовящаяся к запуску ракета. Не верите – поезжайте на Байконур. Лично у меня к концу дня стал немного дергаться левый глаз. А когда я видела идущих за ребенком родителей, сама была готова бежать к ним навстречу, обгоняя детей. В садике слабохарактерные работать не остаются.







«В моей практике были случаи, когда родители забывали забрать своего ребенка из садика. В таких ситуациях, мы сразу звоним по всем имеющимся телефонам, и бывает, что они просто выключены. Тогда приходиться забирать ребенка к себе домой. А как иначе, родители трубку не поднимают, в садике давно никого нет, начинает темнеть, а сторожу ребенка не оставишь. А дети ведь ждут, чтобы их забрали. Обычно к 8 вечера родители осознают, что ребенка дома нет, и судорожно начинают его искать. Здесь приходится слышать самые невероятные объяснения о том, почему про ребенка забыли», – рассказывает мне одна воспитательница.

Всем учиться

Занятия в детском саду начинаются осенью. Таким образом, ребенка постепенно приучают к школьному режиму. Ежедневно после завтрака воспитатель проводит занятия, где учит детей держать ручку, считать, писать, читать, рисовать, лепить, клеить и вырезать. Мыслить творчески и логически.


Многие дети в три года не разговаривают. Другие плохо схватывают материал. С ними воспитатель занимается отдельно. Чаще это полчаса-час после обеденного сна, пока остальные дети играют. Такие занятия являются добровольными, проводятся по желанию родителей и оплачиваются отдельно. К слову, зарплата воспитателя в государственных учреждениях едва дотягивает до 500 тысяч. Многие работают на энтузиазме и любви, ведут дополнительные занятия и сидят с детьми в группах продленного дня до 7-8 вечера.

Пока нянечка разливала обед, я читала детям сказку. Меня сразу предупредили: читать нужно с выражением, паузами и интонацией, развивать у детей воображение, раскладывать зло – направо, добро – налево. После сна мы играли в развивающие игры. Дети устроились вокруг, я задействовала все имеющееся красноречие, чтобы описать предмет, который дети должны были угадать. Во время моей работы у меня не было времени на интернет или разговоры с другими воспитателями. В перерыве я делала поделку по технике квиллинга. Весь день прошел в непрерывном движении и с задачей занять детей.


Время прогулок

Прогулка длится пару часов до обеда и час – вечером. В это время мои дети успели сварить кашу из травы, разрисовать мелом весь асфальт, поиграть в классики, мячик, слепить из песка куличики и устроить похоронную церемонию колонии муравьев. Из мелких происшествий: одну девочку дернули за косичку, другой мальчик залез в грязь. Кого-то нужно было заплести, две девочки отказались играть с третьей. В мою задачу входило всех помирить, заплести, отмыть и, в конечном счете, спасти колонию муравьев. В течение дня мне с трудом удавалось понять, о чем говорят многие дети. Здесь меня не спасли ни навыки журналиста, ни высшее экономическое образование.


Есть подано

Задача номер 1 – проследить, чтобы все поели. Здесь нужно учитывать, что новенькие дети зачастую капризничают и не признают детсадовскую еду. Это проходит, но вначале я кормила каждого третьего ребенка с ложки, попутно объясняя другим детям, что гороховая каша на второе очень даже вкусная. Детей стараются накормить через «не буду», иначе они просто останутся голодными.



В это время также незаметно приучают к дисциплине. Встанешь из-за стола, когда все доешь, поел – сходи в туалет, сходил в туалет – идешь в спальню. Там раздеваешься и ложишься спать.


Я надеялась, что во время сна мне все же удастся пообедать или немного отдохнуть. Я ошиблась. Сонный час длится около трех с половиной часов. Первый час из которых я усыпляла детей, сидела с одним ребенком, потом с другим, прикрикивала на третьего и строила гневное выражение лица четвертому. За оставшиеся два часа детского сна нужно было успеть написать планы групповых занятий и заполнить методичку. Все пишется от руки, а не так, как нас в институте учили – ctrl+C ctrl+V.


Обязанности, о которых не рассказывают

Помимо основной работы воспитателя – следить за детьми – существуют повседневные обязанности. Очень часто в пятидневный рабочий день входит внеплановый шестой – это украшение группы и площадки, музыкального зала и лестничного проема. Воспитатели с нянечками дергают траву, убирают площадки, красят полы, трубы и полочки в группах после ремонта. Дома шьют тряпичных кукол или создают целые произведения при помощи клея, ткани, глины и других подручных средств. Все это очень скоро оказывается на стенах детского садика в ежегодной борьбе за самую красивую группу, ухоженную площадку и образцовый детский садик. Отдыхать тут не приходится.


Эпилог

За 9 с лишним часов я присела буквально на несколько секунд. И вообще произвела впечатление шестирукого Шивы. Мне кажется, воспитателем можно идти работать, если только сочетаешь в себе таланты нескольких профессий: психолога, аниматора, учителя. При этом нужно иметь железные нервы и такое же здоровье. Еще одно качество, которым, на мой взгляд, необходимо обладать, – мгновенная реакция и умение не теряться в любой ситуации.


Текст: Даша Вотчель

Фото: Павел Ким