В «Путешествии для начинающих» мы расскажем о самых интересных местах Ташкента и мира. Это своеобразный гид по городам и странам, где собрана самая необходимая информация для тех, кто путешествует по миру.


Очередным героем рубрики стал город Минск. Направление было выбрано неслучайно — второго июля этого года Хаво Йуллари запустила первый, за 24 года независимости, рейс по направлению Ташкент-Минск. По этому случаю редактор VOT отправилась в путешествие в столицу Беларуси, попробовала национальную кухню и попыталась разобраться со стереотипами, окружающими этот город.


Путешествие начинается

Учитывая, что последний рейс в Минск из аэропорта Ташкент совершился еще в эпоху Советского Союза, желающих отправиться на белорусские просторы оказалось немало. Но, несмотря на полностью загруженный самолет, регистрация на рейс прошла за каких-то двадцать минут, включая таможню, паспортный контроль и предпосадку. Каждый из этих пунктов я проходила первой, и каждая инстанция поздравила первого пассажира с первым полетом.

Время полета до Минска — 4 часа 40 минут, вылет из ташкентского аэропорта – в семь утра, прилет в Минск – в десять, т. к. так же, как и в Питере или Москве, разница во времени – минус два часа. Погода в точке прибытия, после ташкентских +40, стояла сказочная — +18 градусов тепла, легкий ветерок и солнце. Пройдя паспортный контроль и получив багаж, я прошла зеленый коридор, и путешествие началось.


Начнем с денег

Как и большинство аэропортов мира, Минский находится далеко за городом, а значит, ехать туда нужно долго и, как правило, дорого. Знакомство с белорусскими деньгами начинается именно здесь, так как несмотря на свободную конвертацию валюты, расплачиваются здесь в национальной — белорусских рублях.


Проезд от аэропорта до точки назначения обошелся мне в 375 000 белорусских рублей, если пытаться перевести их в сумы, то я доехала примерно за 125 000 сум. Самый легкий способ пересчета цен с белорусских в узбекские — поделить сумму на три, конечно это неточная цифра, но максимально приближенная. Исключая такси, которое в Ташкенте по-прежнему самое дешевое, разница между ценами Ташкента и Минска практически отсутствует — продукты, предметы гигиены и товары первой необходимости стоят там столько же, а в некоторых местах и дороже.

Банки и банкоматы в городе практически на каждом углу, и проблемы снять или разменять деньги здесь нет — для размена достаточно иметь при себе паспорт, чтобы снять деньги — банковскую карточку. 100 $ в Беларуси равняются полутора миллионам с копейками, но, в отличие от трех узбекских пачек пятитысячными купюрами (если повезет), здесь это пять или шесть бумажек. Самая маленькая купюра на сегодняшний день – сто рублей, самая большая — двести тысяч. Если вы приезжаете в страну из России, брать с собой те же доллары вовсе не обязательно, в банкоматах можно снять белорусские рубли с российской карты.


Главное, что нужно знать о Минске

Минск, да и вся Беларусь в общем, очень ценит и любит порядок. И он чувствуется здесь во всем, причем порядок — это не только поголовная страсть к чистоте, но и полная законопослушность и следование регламенту. После каждой покупки, вне зависимости от стоимости, величины и количества товаров, вам обязательно выпишут чек, заставят расписаться и выдадут сдачу до последней копейки. Милой традиции давать на сдачу спички, конфеты, салфетки или чай, здесь нет. Меня вообще терзает сомнение, что наша страна одна из немногих, кто ввел в обиход новую валюту.


То же самое можно сказать и о такси. Помимо того, что это не самое дешевое удовольствие, о чем позже, поймать такси просто у дороги в Минске невозможно — услуга такси осуществляется либо по телефону, либо с помощью мобильных приложений. Минимальная такса на услуги такси при посадке — 50 000 белорусских рублей, то есть приблизительно 15 000 сум. Машин в городе множество, каждая оборудована терминалом.
Ухоженность и порядок тоже присутствуют везде — улицы всегда ухоженные и чистые, практически каждый балкончик украшен клумбами, а палисадники, с которых бабушки рвут цветы и продают у метро, тоже изобилуют цветами, различными кустарниками и ухоженными газончиками.

За пределами Беларуси даже бытует шутка о «Синдроме белоруса» — состоянии паники при отсутствии урн каждый 150 метров.


Отдельные отношения у белорусов и с дорогами, и с правилами дорожного движения — как и во многих других более-менее цивилизованных странах, люди стараются относиться друг к другу с уважением и не нарушать правил. Забавно видеть, как в каком-нибудь очень спальном районе, на совершенно пустой дороге, одинокий пешеход ждет, когда же наконец загорится нужный ему свет.


Передвижение

Передвигаться по Минску можно самыми разнообразными способами — от такси до велосипеда. Среди общественного транспорта здесь есть автобусы, автобусы экспрессы, троллейбусы, трамваи и метро. Если приобретать билеты на транспорт в кассах, то разовая поездка стоит 4500 рублей, примерно 1500 сум. Если взять билет в кассе не получилось, можно купить его у водителя, но выйдет на 500 рублей дороже — комиссия.

Да и водители не всегда рады, что пассажиры стучат к нему в окошко, требуя билета. Есть варианты и удобнее — брать сразу несколько десятков поездок по карточке, что будет обходиться в сумму от 3 500 рублей. Жетоны на метро (некрасивого розового цвета с плотным чипом внутри) покупаются у входа в подземку, но и там можно воспользоваться карточкой.


Атавизм в виде кондуктора в белорусском транспорте отсутствует, иногда – утром или поздно вечером – в транспорт может зайти контролер и проверить билеты. Каждое средство передвижения оборудовано компостером, и пассажиры, то ли в виду порядочности, то ли из опасения быть пойманным, обязательно пропускают билеты через него. Что примечательно, на каждой остановке города висит расписание транспорта с указанием времени прибытия, и по этому времени можно сверять часы, что крайне удобно при планировании своего времени.

Как уже было сказано выше, такси в Минске сплошь заказное и не самое дешевое, хотя водители, конечно, вежливые, какие-то компании могут предложить пассажиру вай-фай, а кто-то по обыкновению пожаловаться на жизнь и на батьку — ничего оригинального. Да и машины там не являются отображением статуса горожанина, их много, они самые разные и, стоит сказать, обходятся недешево: страховки, налоги и т. д.


Одним из самых популярных средств перемещения из точки а в точку б воистину является велосипед, на нем ездят на работу, на нем катаются по городу и даже отправляются отдыхать. Для велосипедистов здесь есть все условия — на каждом возможном и невозможном углу стоят парковки, где можно оставить свой транспорт, обязательные велосипедные дорожки (левая разграниченная часть тротуара), множество прокатов для тех, кто не хочет или не может покупать свой. Да и некоторые автобусы также оборудованы площадкой для перевозки велосипедов.


О городе и стереотипах

Как ни странно, большинство людей, никогда не бывавших ни в Минске, ни в Беларуси, твердо уверены, что переступив границу страны, они окажутся либо в вымышленном мире Оруэлла, либо в глубокой деревне, по которой торжественно шагает победивший Советский Союз.

На деле все несколько иначе: Минск – небольшой по численности (людей здесь меньше, чем в Ташкенте) и размерам город, где тесно переплетаются всевозможные стили и направления. Когда-то давно город строился на холмах, улицы Минска маленькие и узкие, и постоянно идут то вверх, то вниз. Помимо этого через весь город протекает река Свислочь и Немига, которую однако практически нельзя увидеть — река проходит в коллекторе под городом. До прошлого года весной здесь можно было наблюдать интересное явления — из-за дождей Немига выходила из своих берегов и затапливала улицы, превращая Минск в подобие Венеции. Но с прошлого года коллектор поменяли, и наводнения прекратились.


Жилье и работа

Приезжая или переезжая в чужой город, мы в первую очередь задумываемся, где остановиться. В городе полно гостиниц самого разного пошиба — от люксовых отелей от ста долларов за ночь до вполне приличных гостиниц в две звезды за 35 долларов за вечер. Кроме того, большинство людей ищет квартиры, хостеллы или гостиницы через систему Букинга — здесь можно попасть на большие скидки и специальные предложения и очень неплохо сэкономить.

Аренда квартир – тоже неплохой вариант, если вы планируете оставаться в городе надолго — стоимость от 250$ и выше, но если вы хотите приличную квартиру с ремонтом и в несколько комнат, нужно рассчитывать на сумму от 400$. Конечно, можно найти жилье и дешевле, но это наверняка будет «бабушатник» — специальное минское определение старых квартир, доставшихся арендодателям от бабушек, дедушек или мам.


Системы черных маклеров здесь тоже нет — любая квартира, на неделю ли, на день или на месяц, снимается официально со всеми справками, договорами и документами.


Еще одна вещь, которую обязательно нужно знать, приезжая в Беларусь, — находиться на территории страны дольше пяти дней без регистрации нельзя, очень большая вероятность депорта и запрета на въезд. Останавливаясь в гостинице вы автоматически регистрируетесь в городе, но, снимая квартиру, необходимо сделать временную регистрацию.

К слову, средняя заработная плата в Минске – от шести до восьми миллионов, то есть от двух до двух с половиной миллионов сум, а значит, снимать квартиру лучше вместе с кем-нибудь, что выходит гораздо экономнее.


И снова о деньгах

Возвращаясь к денежному вопросу — на что уходит средняя Минская зарплата? Помимо дороги и квартиры деньги можно потратить на продукты и развлечения, которые в общем-то не самые дешевые в СНГ.


Доступность и дешевизна Минска – это тоже очень распространенный стереотип, вообще не поддающийся объяснению — продукты и все, что с ними связано, ни разу не дешевле, чем в том же Ташкенте, а что-то порой и дороже. Безусловно, такие продукты, как лесные ягоды, в Беларуси дешевле, но цены на овощи и фрукты такие же, а порой и выше.

Поесть не дома тоже можно — мест для этого более чем достаточно, а ценовой разброс самый обширный. При каждом гипермаркете или торговом центре есть небольшие фудкорты, в парках и скверах множество кафешек и бистро, а в городе – множество ресторанов.


Средний счет в обычной кафешке на одного человека без алкоголя — от 60 000 до 100 000 сум. В крайнем случае всегда можно заскочить в Макдональдс, где и достаточно дешево, и почти быстро — толпы минской молодежи, кажется, не покидают это место никогда.


На что смотреть

Как и большинство европейских городов, Минск построен на холмах, а значит, местность города, в отличие от Ташкента, совершенно неровная, улицы то поднимаются вверх, то резко спускаются вниз, постоянно петляя.


Основные достопримечательности находятся в исторической части, в Верхнем Граде. В послевоенное время большая часть интересных мест города была уничтожена. Конечно, их восстановили, и, если вы не привередливый архитектор-историк, заметить отличия восстановленных памятников от их прототипов почти невозможно.

Начать прогулку можно со станции метро «На Нямиге» и пойти либо вдоль реки Свислочь в бизнес-центр города, либо в обратном направлении и посмотреть на главные проспекты и улицы.


Куда обязательно стоит заглянуть: Троицкое предместье, Остров Слез, «Красный Костел» Святых Симеона и Елены на площади Независимости, знаменитую Минскую Библиотеку, парк имени Горького, парк Челюскинцов, пройтись по проспекту Независимости вдоль неповторимых зданий в стиле «Сталинского Ампира», Лошицкую усадьбу.

Если позволяет время и финансы, можно доехать до пригородного поселка Дудутки, построенного лет 20 назад и показывающего народные ремесла и технологии. Музей — небольшой поселок, созданный по образу традиционной деревни, где можно посмотреть на жизнь усадьбы, на технологии ремесленников, попробовать продукты домашнего приготовления, покататься на лошадях, посмотреть на народное хозяйство и почему-то на страусов. Музей находится в 40 км от Минска, добраться до него можно на маршрутном автобусе, ходящем туда два раза в день – утром и вечером. Автобус отходит от Северного вокзала, длительность поездки — около часа.


Еще один, достаточно интересный, хотя и менее яркий, музей в пригороде Минска — Музей народной архитектуры и быта. Небольшая деревня, иллюстрирующая жизнь среднестатистического белорусского жителя прошлых веков. В сравнении с Дудутками, музей мрачнее и темнее, но не менее интересный и своеобразный. Добраться до музея можно либо на автобусе, либо на такси. Ехать в среднем около получаса.


Речь и Люди

По большей части Минск «вымирает» в районе двух часов ночи — люди пропадают с улицы, в час ночи закрывается метро, и среди «выживших» встречается несколько заведений в центральной части города. Зато в дневное время город полон жизни и людей — пешеходы, туристы, проезжие на велосипедах и множество голубей на каждом доступном квадрате. К слову, в отличие от Ташкента, в городе мало кошек и собак, зато полно толстых и весьма наглых птиц.

Люди Минска по большей части дружелюбны и открыты к общению — вам с удовольствием покажут где и что находится, как лучше доехать до места назначения, а некоторые могут рассказать всю историю жизни и интересные факты о Минске.


По большей части в городе говорят по-русски, реже встречается польская речь. Ну и, конечно, белорусская мова, которая встречается повсеместно, является государственным языком, и на которой пишутся и делаются все объявления. В каких-то моментах для уха, привыкшего к русской речи, объявления в стиле «Стремайтесь правого бока» могут показаться забавными, но, в целом, речь достаточно гладкая и даже мелодичная.


Заключение

Поехать в город стоит хотя бы для того, чтобы понять, что не стоит верить чужим словам. Стереотип о ярко выраженном советском прошлом, что встречается в Минске на каждом углу, не совсем верен. Город скорее напоминает неспешный и живой европейский городок с открытыми, дружелюбными жителями.


Для того, чтобы отправиться в Минск вам необходимо иметь с собой паспорт и билет, стоимость которого варьируется в районе 1 500 000 в оба конца.
Рекомендуется взять с собой одежду потеплее, так как, в отличие от Ташкента, погода Минска не всегда балует, и большинство вещей, пригодных для жизни у нас, совершенно не подходят даже для двухнедельного путешествия в Минск.


Нужно не забыть о регистрации сразу же по прилету, чтобы не заработать депорт и не нарушать правил и законов страны и получить удовольствие от отпуска.


Текст: Даша Солод