Наша редакция заинтересовалась тем, кто и как танцует в Ташкенте. Мы просмотрели основные танцевальный направления города и побеседовали с их представителями, чтобы узнать что происходит с танцевальной культурой города, какие у нее проблемы, куда она развивается и что ее ждет дальше?


Пилотным героем проекта стал руководитель коллектива Double Touch и танцевальной студии Zlotnikov Dance Centre, Сергей Злотников.



Street Dance и Hip-Hop. Из истории

Для начала мне хотелось бы разъяснить одну важную вещь. Некоторые танцоры думают, что все, что танцуется или исполняется на улице называется street dance. Конечно, все это можно обобщить под уличные танцы. Это легко для зрительского восприятия, но здесь тоже есть свои каноны и существует история каждого отдельного вида.


Уличные танцы – это, в первую очередь, социум, и любой человек, который хочет попробовать себя, может смело пойти и танцевать. Ему не нужно сдавать никаких экзаменов, придумывать и ломать голову над своим нарядом. Он просто может начать в любой момент, найдя подходящую студию или хореографа, который будет с ним заниматься. Или вообще заниматься самостоятельно, просматривая видео из Интернета. И это совсем не сложно.


Мы же будем говорить о хип-хопе потому, что моя школа дает информацию именно о танцевальном хип-хопе.




Всё начиналось в Нью-Йорке, в простых гетто, где афроамериканцы просто двигались под музыку на улицах. Конечно, корни течения уходят глубоко, потому что в подобных танцах присутствуют элементы народных танцев африканских шаманов, которые двигаются, вызывая дождь или что-нибудь ещё. На этом же основывается и джазовый танец.


Все движения отталкиваются от музыки. Она диктует какой танец, какое направление стиля будет воспроизводиться под неё. Поэтому, когда меняется музыка, меняется и направление. Сейчас, например, есть относительно новое направление Dubstep, и под него уже успел сформироваться танец, он всегда зарождался после появления музыки. Без музыки нет танца. И первым после джаз-танца был Tap, что-то вроде чечётки - танец, где четко выбивается ритм. Хип-хоп очень многое вобрал в себя именно оттуда.


Появился уличный стиль танца Breakdance, все начинали танцевать под Джеймса Брауна, который часто выступал с брейкерами. Впоследствии это быстро распространилось по США, остальным народам это течение было чуждо. Часто бывало, что кто-то просто слизывал афроамериканские вещи и переделывал их по-своему. Но то, что придумали афроамериканцы – это огромный вклад в развитие культуры.


После Breakdance культурная среда уличных танцев начала разрастаться. Появился хип-хоп, появился рэп, который исполнялся речитативом. Под эти мелодии начали появляться новые танцы. Взяв, допустим, немного брейкданса, немного какого-то иного направления, начал появляться хип-хоп, который танцуют, грубо говоря, наверху. Это то, что мы сейчас называем фристайлом.


Эта музыка создана для позитива, потому что на тот момент африканскую культуру недолюбливали – народ был бедный, и в этой среде процветал криминал. Необходимо было что-либо, что могло бы объединить людей. Бывало, что Breakdance battles заканчиваются потасовкой, кровопролитиями. Фильм «Пуля» с Тупак Шакуром, Notorious B.I.G и другими хорошо иллюстрирует жизнь того времени.



Когда я был в Америке, я обратил внимание, что многие афроамериканцы, которые, казалось бы, и не причастны к хип-хоп культуре, следуют ей инстинктивно, живут ею, одеваются по ее моде. И если про наших людей, одетых в широкие штаны, футболку и snapback (разновидность кепки) можно сказать, что они хип-хоперы и обязательно слушают хип-хоп, то с ними другая история, они просто так одеваются. Я был в афроамериканском квартале и заметил, что независимо от пола и возраста они все живут в этой культуре. А мы под них подстраиваемся - мы взяли моду танцев, моду одежды. Сейчас во всём мире нет такого уголка, где бы не танцевали хип-хоп. Как сказал один танцор: у тебя можно забрать кошелек, у тебя можно забрать рубашку, кроссовки, но танец у тебя не заберешь.


Ко мне в школу приходят люди, которые хотят научиться street dance, еще не зная, что это хип-хоп, который вбирает в себя множество танцевальных стилей и направлений. После брейка началась эра Locking’а – это диско-стиль, фанковый, туда же пошел стиль popping. Во время этого танца мышцы фиксируются, а потом резко расслабляются, как будто человек выбивает бит всем телом. Позже биты стали быстрее, и движения, соответственно, тоже. Что-то было взято из breakdance, что-то – из стапа, появлялся fusion, некая смесь в виде отдельного направления.


Через тернии к звёздам

Моя история началась с любви к танцу. Любой человек, который увлекается каким-либо видом искусства (а танец тоже - искусство), понимает, что ему нужно развивать свои данные, развивать свой талант. Все время стараться делать больше. Конечно, по началу у меня всё это было на низком, примитивном уровне - пойти с ребятами в клуб, потанцевать, с кем-то познакомиться, и все в таком духе. У тебя есть умение хорошо танцевать и можешь выделиться этим. Это постоянно сидит в голове, и волей-неволей ты развиваешь этот талант в себе.



К каким-то целям в жизни ты приходишь не сам, а тебя к этому подталкивают. В моем случае были разные ситуации, которые показывали мне, что нужно двигаться именно в этом направлении. Хотя бы то, что мне предложили открыть и вести свой кружок танцев. В тот момент я просто умел красиво танцевать, разумеется, на свой взгляд. Я даже не участвовал ни в каких конкурсах, фестивалях, хотя мечтал об этом. Но настал момент, когда я решил проявить себя, показать, и я старался быть везде, где я мог продемонстрировать свой талант, но не в качестве преподавателя, а как самостоятельный танцор. И я пользовался тем, что я умею делать.


Уметь двигаться и танцевать, и делать это профессионально – это две разные вещи. В те времена я, быть может, не был крутым танцором, но у меня точно был потенциал. И я стал его развивать именно с того момента, когда я начал вести группу танцев, где-то в 2001 году. Первую группу мне пришлось закрыть из-за недостатка знаний и информации. Когда ты самоучка, тебе крайне тяжело научить кого-то ещё, потому что нет навыка преподавания. Если ты танцуешь сам по себе, ты не сможешь грамотно донести движения до окружающих – сейчас я показываю одно движение, а через пять минут я показываю его иначе, постоянно варьирую и интерпретирую его.


Фестивали и заграницы

Мы начали разъезжать по международным фестивалям, когда поняли, что хип-хоп культура нуждается в развитии. Для того, чтобы танцоры быстрее развивались, к нам нужно привозить сильных хореографов, которые давали бы мастер-классы. Хип-хоп культура не обладает теми ресурсами, чтобы потратить порядка тысячи долларов на хореографа, оплатить его билет и мастер-класс, поэтому с этим у нас туговато. Мы пытались сами выезжать на фестивали, по крайней мере, в близлежащие страны: в Казахстан, Киргизию, Россию, пробовали себя там, кто-то даже там и остался. К примеру наш соотечественник Тимур Очилов громко заявил о себе в проекте «Танцуй» и решил остаться в России. И я уверен, что у него всё хорошо пойдет, потому что он находится в топах танцоров России, и это очень многое значит. Сложно добиться такого высокого уровня среди тысячи других.



Мы очень тесно сотрудничаем с посольством США. Хотя шаг в нашу сторону они сделали сами – позвали нас для обмена опытом среди танцоров. Им был нужен не совсем хип-хоп, скорее, классические танцы в современном исполнении. И мне, как человеку, который никогда не занимался классикой, было очень сложно. Но я также успевал посещать студии, которые обучают современному стилю. Я облазил Нью-Йорк, и я удивился, что этом городе не так много хип-хоп студий, как могло бы показаться. И я понял для себя, что хип-хоп – это не тот танец, которому учатся. Это мы создали студии, сделали из этого коммерцию, хотя движение рождалось на улице, и у ребят не было студий.


Есть, конечно, танцоры, которые специально воспитывались для этого, они открывали места, принимали учеников, но у многих американцев, которые ездят по миру, дают мастер-классы, нет своих студий. Хип-хоп сидит у людей в душе, он сидит в народе.


Freestyle vs. Хореография

Сейчас очень модно делать хип-хоп хореографию, особенно в современных клипах. Но кое-кто путает фристайл и хореографию. Первые – это те, кто могут танцевать, двигаться под любую музыку в одиночку. А хореография – это уже постановочные танцы, когда люди двигаются в танце синхронно, это командная работа. Это две стези, которые идут рядом. Но добиться определённого успеха в обоих направления крайне сложно. Обычно ты должен быть либо крутым танцором, либо крутым хореографом.


Большинство танцоров Ташкента - фристайлеры. Вы, быть может, даже сами замечали, что команд, которые танцуют, очень мало, в основном людям хочется показать себя на баттлах, на вечеринках и т.д.


О занятии в студиях

Каждый стиль требует от танцора своего, и нужно выбрать для себя определённый стиль и работать именно над ним, оттачивать свое мастерство. Если ты будешь стараться успеть везде, то ты будешь хорошим танцором, но у тебя везде будут недочёты.


Почему я развиваюсь в разных стилях? Потому что я, в первую очередь, пытаюсь дать информацию танцорам, познакомить с теми или иными стилями. Ну и помогает это развиваться самому. Я пытаюсь развивать в себе popping, hip-hop и house. И многие танцоры специально работают в других стилях, чтобы улучшить своё собственное направление, разбавить его чем-то новым, сделать этакий fusion. Каждый танцор развивается по-своему, в собственном ключе, анализируя и осознавая, для чего ему это нужно. Сейчас уже не интересно ходить по клубам и вечеринкам – людям больше нравятся баттловые соревнования.


О профессиональной многогранности

Я не могу сказать, что я достиг максимума в профессиональном смысле, полагаю, что совершенных танцоров не бывает. Я и сам много работаю над собой, и чем больше я над собой совершаю усилий, тем больше минусов, которые мне мешают, я в себе вижу. И я пытаюсь избавиться от них, тренируясь.


Я организатор, я хореограф-постановщик, я фристайл-танцор, я учитель, я художественный руководитель, целых пять направлений внутри меня одного, и нужно везде успеть. И сами понимаете, что тяжело добиться максимального качества одновременно везде. Человек, который хочет добиться максимума, должен выбрать для себя что-то одно. Но по своей духовной структуре и по своему желанию я хочу сделать всё и добиться танцевального профессионализма как в себе самом, так и у наших танцоров.


Я планирую сделать танцевальный лагерь, куда хочу привозить хореографов из Франции, Америки и России, которые могли бы оценивать наших танцоров, давать им мастер-классы, и, в итоге, решать, кто из них круче в том или ином стиле. Лагерь стартует 13 августа, это уже третий раз подряд. Обещаю, это будет очень классный фестиваль.


У нас бывают заказы от крупных компаний, которым срочно нужен флешмоб, и нужно обучить их сотрудников. Недавно мы работали с детским домом для концерта. Естественно, что никаких лишних денег, помимо расходов на дорогу, я не брал. И само собой ясно, что гонорары в обоих случаях будут кардинально отличаться. Но нужно цепляться за все, потому что много работы и много идей, которые нужно воплотить.


Поддержка

За помощью я обращаюсь к тем людям, которым интересна хип-хоп культура. И находятся люди и организации, которые нам помогают. Многие посольства - Французское посольство, посольство США, Израильский культурный центр. Но я думаю, в относительно скором будущем это движение будет идти совместно с государственной помощью, просто нам нужно себя проявить, чтобы определённые люди заметили нас и увидели в нас потенциал.


Хип-хоп культура двуликая, люди в этой культуре производят впечатление нереспектабельных и неперспективных. Но если человек что-то выбрал для себя в жизни, он начинает над этим работать, он начинает этим жить, значит, остальное ему неинтересно. И логично, что если он занимается танцами, ему не интересно сидеть во дворе и играть на гитаре, пить или бить стёкла. Разумеется, есть люди, которые везде пытаются успеть, но такие не задерживаются в танцах надолго, им это неинтересно. Те, кто живет танцами, постоянно растут, работают над собой, они слушают музыку, смотрят и изучают всевозможные видео.



Если вы видите такого человека в больших наушниках, то имейте в виду, что он в своём мире, в своём космосе. И это хорошо! Просто стиль танца, музыка, иногда тексты американских рэперов содержат большое количество нецензурной лексики. Но молодёжь любит это, им не запретишь это любить - это просто определённый этап взросления. Половина даже не понимает, о чём идёт речь в этих песнях. И танец, как ни крути, не описывает полностью весь текст того или иного трека.


Как зарабатывать

Конечно, танцорам бывает тяжело, но нужно любить своё дело. Я преуспел среди многих других танцоров и хореографов. И хотя меня часто спрашивали, зачем мне танцы и чего я смогу с ними добиться, я постоянно работал и достиг определённых высот, стал тем, кем я являюсь сейчас. Поэтому я желаю всем танцорам, чтобы они бились и добивались успеха, чтобы их танцы были чистыми и правдивыми. Народ будет видеть это и оценивать, и это будет приносить свои плоды.


Что касается заработка – если танцор живёт для себя, он постоянно работает над собой, старается, трудится, то он сможет обеспечивать себя. Но этих средств не хватит, чтобы, например, полностью прокормить семью. Он может тренировать группы, организовывать что-то, сниматься в клипах, в каких-то видео и получать дополнительный заработок. И, если нет никакого бизнеса, конкретно танцевального, собственной студии, то это только на таком уровне. Хотя случаи бывают разные.


Занимаясь с молодежью, понимаешь, что у этих людей не всегда есть деньги, я и сам был таким же. И пускай даже современная хип-хоп культура – это коммерция, но, если ты будешь заряжать цены, то многие люди, которые хотят заниматься, просто не смогут себе этого позволить.


В нашем городе, да и по стране в целом, существует достаточно много крутых и перспективных студий: Funky Sketchers, Apocalypses, в Самарканде отличная школа брейкданса. Есть студии, которые себя никак не рекламируют, не участвуют в фестах, там ребята занимаются для себя. Многие наши ученики открывают свои залы и работают. В молодёжной среде это достаточно распространено


Хип-хоп в Узбекистане

Развитие хип-хоп культуры полностью зависит от нас самих, насколько мы этого захотим. Есть, конечно, финансовые преграды, но, всё равно, всё возможно. К примеру, танцоры из Бишкека так быстро выросли, буквально в один момент. Они выигрывают различные фестивали и соревнования. Поэтому всё зависит от нас самих, насколько мы этого хотим, насколько продумаем и насколько определим реалии.



Подъём культуры стимулируют фестивали, соревнования, концерты – людям нужен стимул, чтобы проявить себя. Потому что если этого не будет, развитие будет незаметным. Необходима конкуренция! Баттлы как раз дают такую возможность. Они позволяют танцорам расти и становиться лучше.

И главное – помните, как говорил Наполеон, «Нужно ввязаться в бой, а там – посмотрим!».


Текст: Андрис Молчанов

Фото: Павел Ким