Идея создания лекторной площадки от BDG пришла основателю школы маркетинга Хилоле Муминовой в ходе осознания простой и важной вещи — возможность проконсультироваться с признанным в обществе лидером позитивно влияет на продуктивность работы и достижение результатов.


О том, каково это — запускать собственную школу, в которой преподают известные предприниматели и специалисты из Узбекистана, а также зарубежные профессионалы.


Осознание

До того, как открыть школу, я работала в сфере бизнеса и HR, на международных площадках. В какой-то период жизни мне посчастливилось познакомиться с людьми, которые работали в сфере образования, и я поняла, что люди, их обучение — то, чем я хочу заниматься.


После этого я работала HR бизнес-партнером на British American Tobacco и я получила достаточно опыта и знаний для того, чтобы быть квалифицированным HR менеджером на мировом уровне и использовать передовые инструменты для развития этой сферы.


Не все понимают, что специалист по HR не кадровик, он занимается корпоративной психологией, атмосферой в компании, тем, что происходит с людьми в ходе совместной работы. HR — «мама» организации, следящая за развитием организации целом и ее сотрудников в частности.

Идея пришла ко мне во время работы на международную организацию. В той компании практиковался интересный формат занятий с приглашенными лекторами, и мне захотелось открыть платформу, на базе которой успешные люди делились бы своими знаниями, опытом, навыками с молодым поколением и у нас. Рынок развивается, люди достигают каких-то результатов, а потом делятся своим опытом — что помогло, что помешало, к чему стоит быть готовым.


Конечно, был страх «не вписаться» в рынок, но я привыкла работать в зоне страха, в зоне неизведанного. Страх начинается тогда, когда кончается зона комфорта, просто нужно правильно к нему относиться и реально оценивать свои возможности.


Формат

Работать я начала в двух направлениях, с одной стороны BDG, развивает людей в организации их деятельности. И, как следствие, систематизирует на этом основании работу компании в целом.

Разрабатывать направление маркетинга я начала тогда, когда стала сталкиваться с необходимость улучшить понимание этой области представителями местного бизнеса. Когда ты видишь что люди не понимают разницы между маркетологом и менеджером по продажам, возникает необходимость заполнить эту потребность в знаниях. Наша школа удовлетворяет потребность людей, которые хотят знать больше, чем знают сейчас, применить свои знания «уже завтра», мы помогаем студентам овладеть инструментами ведения бизнеса.


Узбекский рынок в сфере маркетинга не дает еще возможности обучения начинающих специалистов. Существуют аналоги — к примеру, PMP от UJC. Но они охватывают другую сферу бизнеса, они показывают, как начать проект с идеи и довести его до запуска.


В нашей школе практика гораздо важнее теории, и в этом наша особенность — мы предоставляем возможность узнать от реальных людей, как на самом деле, на практике применимы теоретические знания.

В самом начале я не ориентировалась на опыт существующих smart-пространств, не знала, что меня ждет в будущем, стремилась к качеству. Аналогов в предоставлении тренингов за рубежом очень много, но мы ориентировались больше на ВУЗы — американские, европейские университеты, в которых практические знания совместимы с теоретическими. Естественно, что до университета как такового нам еще расти и расти. Но формат «практика + накопленные временем знания» — то, что мы хотим применять.


Было достаточно легко найти лекторов, так как люди здесь ориентированы на общение, большинство из тех, с кем мы договаривались изначально, соглашались сразу, и мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с ними. Были, конечно, случаи разочарования, но мы развиваемся путем проб и ошибок.


Как это работает

Наша школа ориентирована, прежде всего, на людей, связанных с бизнесом, интересующихся бизнесом и работающих в этой сфере, но к нам может прийти абсолютно любой человек, со знанием дела или без. Мы стараемся передать бизнес-потомкам наши знания и опыт.


Мы рассказываем о всей сфере маркетинга — брендинге, каналах коммуникации, о самом потребителе, обо всем, из чего состоит маркетинг, ну и о его инструментах, и хотим, чтобы люди сами включались в процесс обучения.

При выпуске из школы группа слушателей защищает свой проект, маркетинговую стратегию продвижения их продукта. Важно показать, как полученные знания помогают в открытии своего дела — от идеи до реализации. Таким образом, на выпускных экзаменах рождается стратегия продвижения продукта или услуг.


По результатам первого выпуска школы можно с уверенностью утверждать, что она сыграла не последнюю роль в формировании мировоззрения людей. Я вижу, как некоторые выпускники пытаются применить свои знания на практике, в жизни, что не может не радовать.


Наша школа только начинает свой путь — сейчас проходит набор на второй образовательный курс. Со временем мы хотим выйти на международный уровень, организовывать выезды за границу, стажировки для отличившихся выпускников. Хотим открыть еще одну школу, у нас уже есть команда лекторов, которые готовы работать с нами и в дальнейшем.

Школа в том виде, в котором она сейчас, — не конечный уровень, ведь мы открыты для любых начинаний и изменений и, безусловно, не остановим работу над собой. Уже сейчас мы ориентируемся на наших слушателей, хотим, чтобы они получили от лекторов максимум, поэтому по окончании каждого курса просим студентов заполнить определенную форму, чтобы понимать, в каком направлении нам нужно улучшать работу и куда развиваться.


Кроме того

Помимо школы, в которой мы преподносим знания в рамках курса, мы организовываем и единичные лекции для конкретных случаев.


Ранее я читала лекции для BAT, коллегам и руководителям. Корпоративная культура учит, как взаимодействовать с руководством, с сотрудниками. Если ты владеешь инструментами эффективной коммуникации, нет разницы, с каким людьми ты пытаешься построить отношения. Нужно просто найти подход.

Мы проводим тренинги на тему лидерских навыков, о том, как ими овладеть, рассказываем об инструментах эффективной коммуникации, тренинги по разрешению конфликтов, постановка задач и целей, командообразование и другие. Огромное количество тем в рамках организационной психологии. Также мы проводим тренинги на темы повышения эффективности при взаимоотношениях с клиентом — правильной подачи себя. Ведь на данный момент мало иметь какие-то функциональные знания, важно иметь и лидерские навыки — работа в команде, например. Если вы умеете взаимодействовать с коллегами сегодня, то завтра сможете стать эффективным лидером. Моя задача, как лектора, направить деятельность команды в правильное русло.


Когда я принимаю человека в команду, я обращаю внимание на то, насколько он открыт, доброжелателен, на то, эффективно ли он распоряжается своим временем, есть ли у него лидерские навыки. Ну и моральные ценности — это очень важно. Важно, в каком русле человек хочет развиваться — хочется, чтобы в команде он хотел сделать что-то полезное как для себя, так и для общества.

Хотелось бы посоветовать молодым людям идти по зову сердца. Я знаю много людей, которые работают в больших компаниях, потому что должность престижная, или платят много. Но самое главное не статус компании, в которой ты работаешь, а удовольствие, которое ты получаешь от своей работы. Потому что получать удовольствие от того, чем ты занимаешься — самое главное в выборе сферы, в которой хочется работать и жить. Следуйте зову сердца.


Текст: Нигора Садуллаева

Фото: Павел Ким