Студент торопится на лекцию, школьники опаздывают на первый урок, мать ведет ребенка в садик перед работой, почтальон спешит разнести письма до обеденного перерыва… Что общего у этих людей? В своем стремлении прибыть вовремя в пункт назначения, они подвергают опасности себя и окружающих, игнорируя множество условностей проживания в мегаполисе.

Например, переходя дорогу по пешеходному переходу, уже на желтый свет, перебегая автотрассу в неположенном месте, идя вдоль проезжей части с целью поймать такси, прося остановить городской транспорт между остановками, мы не отдаем себе отчет в том, что грубейшим образом нарушаем правила дорожного движения.


И мы решили узнать, с чем связано это пренебрежение и неуважение к правилам дорожного движения.


Водитель или пешеход — кто первый становится нарушителем?

Одна из самых злободневных тем — это инциденты на нерегулируемых перекрестках. Нормальная для нашего региона ситуация — автомобилисты не останавливаются перед «зеброй», пока на краю дороги не соберется несколько человек. В Европе, а также на территории Российской Федерации наблюдается другая картина — вне зависимости от количества и обстоятельств, водители пропускают каждого пешехода на «зебре».


«Этим летом отдыхала в Казани. Каково же было мое удивление, когда автомобили останавливались сразу же, как только я подходила к „зебре“ без светофора», — делится впечатлениями Ким Анастасия.

Опрос автомобилистов города Ташкента выявил следующие причины игнорирования ПДД на нерегулируемом пешеходном переходе:


  • нет единства. Если водитель остановится, чтобы пропустить пешехода, а сосед по дороге — нет, то это нарушает движение и создает дискомфорт (следующие позади автомобили начинают сигналить и торопить);
  • водители считают, что они могут проехать через переход, а пешеходов пропустит следующая машина. И так думает каждый, приводя к нескончаемому потоку автомобилей;
  • Некоторые водители просто не замечают пешеходный переход, так как рядом нет светофора.


Но и позиция водителей тоже заслуживает внимания, ведь далеко не всегда пешеход идеальный участник дорожного движения.

Мы попросили трех автомобилистов с разным стажем вождения более детально ответить на интересующие нас вопросы.

Олия Исмакова, директор, 37 лет. Стаж вождения — пять лет.


— Пешеходы нервируют водителей на дорогах постоянно — переходят дорогу, когда для них горит красный, выскакивают на дорогу и пытаются ее перейти там, где этого и вовсе нельзя делать. Иногда приходится открывать окно и просить их соблюдать правила, но в основном проезжаю молча.

Я долго размышляла над тем, каким образом с этим можно бороться. И думаю, что надо ввести штрафы для пешеходов. У нас почему-то наказывают только водителей, а пешеходы не чувствуют ответственности.


Давид Галустян, менеджер, 33 года. Стаж вождения — десять лет.


— Пешеходы нервируют меня очень часто, но я стараюсь этого не замечать и не реагировать. Проблема нарушений, безусловно, существует, но я полагаю, бороться с нарушениями и реагировать на это должна ГАИ.


Пулатов Умид, администратор, 28 лет. Стаж вождения — 3 года.


— Как правило, пешеходы никогда не выводят меня из себя, но бывает, что их поведение на дорогах вызывает негатив. Обычно я прилагаю усилия, чтобы не обращать внимания на эти нарушения и не нервничать.


И с этим, безусловно, нужно что-то делать. Правонарушения не должны оставаться без внимания сотрудников ДПС. Можно начать хотя бы с устных предупреждений, а дальше видно будет.

Определенно, стаж вождения влияет на отношение водителей к пешеходам, да и водители хоть и стараются не реагировать на нарушения, все же отмечают, что пешеходов в Ташкенте нужно «воспитывать» не меньше водителей.


Мировая практика «работы» с пешеходами

Каждая страна борется за безопасность на дороге всеми возможными способами. Самый популярный и, кстати, эффективный метод — штраф за правонарушение.


Представители правопорядка Виннипега (столица провинции Манитоба в Канаде) могут оштрафовать пешехода за нарушение закона, запрещающего ходить вдоль проезжей части больше двух человек в ряд на 113 долларов и 10 центов.


В Финляндии детская одежда и рюкзаки не поступают в продажу, если на них нет светоотражающих элементов, которые выделяют пешеходов на дороге в темное время суток.


В Тайване власти всерьез задумались над тем, чтобы штрафовать пешеходов, которые не замечают на дороге ничего, кроме своего мобильного телефона. За игнорирование правил безопасности пешеходов предлагают штрафовать на 10 долларов.


Как обстоят дела в Узбекистане?

В Узбекистане также есть своя система наложения штрафов. Согласно статье административного кодекса № 138 за «неподчинение пешеходов сигналам регулирования дорожного движения, переход ими проезжей части в неустановленных местах, а также неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, несоблюдение требований дорожных знаков приоритета, запрещающих или предписывающих дорожных знаков лицами, управляющими мопедами и велосипедами, возчиками и другими лицами, пользующимися дорогами» налагается штраф в размере в 35 842 сум (1/3 минимальной зарплаты на 2015 год).

Представитель автоинспекции г. Ташкент отметил: «Помимо системы штрафов производится демонтаж дороги, перераспределение дорожных полос, установление новых знаков, преграждение нежелательного потока пешеходов путем установления заборов и бордюров. На общественном уровне мы пытаемся пассивно воспитывать людей с помощью социальных роликов по телевидению, наружной рекламы в городе и общественном транспорте».


Но и уроки ПДД в начальной школе забываются очень быстро. Как правило дети помнят только о том, что они что-то рисовали и им что-то рассказывали.


Трудности пешехода

Линара Шахамурадова, курьер, 23 года

«Стараюсь всегда соблюдать правила, перехожу дорогу только по „зебре“. Если есть подземный переход, не ленюсь и иду по нему, хотя мои знакомые просто перебегают по дороге и ждут меня на другой стороне».


Виталий Тхай, студент, 20 лет

«Соблюдаю правила по обстоятельствам, по ситуации. Если есть переход — перехожу, если нет — перебегаю».


Руслан Ахмедов, студент, 21 год

«Я думаю, что если человеку жить хочется, то он будет соблюдать все правила. Но не всегда правила срабатывают — порой идешь по зебре, а тут — бац — и на тебя тачка наезжает, сигналит, чтоб быстрей прошел. Молчу, что они стоп-линию игнорируют…»

Лена Борисова, преподаватель, 27 лет

«Равнозначно, правила соблюдать нужно как пешеходам, так и водителями. Пока обе стороны дорожного движения не начнут вести грамотно, результата не будет».


Лола Холикова, менеджер по клиентам, 32 года

«Культуру соблюдения правил нужно прививать. В первую очередь, воспитание детей родителями: научить ПДД и приучить к соблюдению. Во-вторых, в школе: не одним-двумя часами нудной речи учителя, а игровой формой, практическими занятиями».


Джавахир Абдурахманов, маркетолог, 29 лет

«Всегда нужно начинать с себя. Водитель должен быть грамотным, и пешеход не дураком».

Резюмируя опрос пешеходов, выводы вполне очевидные: в ситуациях на дорогах виновато сразу несколько факторов:

  • Поверхностное обучение ПДД в школе;
  • Недостаточное количество регулируемых пешеходных переходов;
  • Водители должны всегда пропускать пешеходов;

И как итог

Очень важно, чтобы культуру поведения на дорогах объясняли с самого младшего возраста. Во взаимоотношениях водителей и пешеходов должно, прежде всего, главенствовать соблюдение установленных законом правил поведения на дорогах.

И нужно помнить, что если мы хотим жить в правовом государстве, то нужно начинать, прежде всего, с самих себя. Когда каждый из участников дорожного движения будет не только знать свои права и обязанности, но и придерживаться установленных норм и правил, дорога станет намного безопаснее как для пешеходов, так и для водителей.


Текст: Эля Файзиева.