Женщин, «лезущих» в «чисто мужское дело» — бизнес, становится все больше, и стереотипы насчет того, что «женщина должна сидеть на кухне» рушатся все быстрее. Проект StartUpWomen, направленный на женщин, решивших взять на себя ношу предпринимательства, помогает в поиске экспертов, инвесторов, в запуске проектов, а также организует и проводит тематические мероприятия, призванные обучать девушек и развивать женское предпринимательство в Узбекистане.


О том, с какими людьми и сложностями приходится сталкиваться на тропе женского стартапа — Надежда Иванова, руководитель и идейный вдохновитель проекта StartUpWomen Uz.


Что такое StartUpWomen?

Несколько лет назад я открыла для себя StarUpWomen в России – проект, созданный для мотивации и поддержки женщин в создании собственного бизнеса. Я ходила на различные мероприятия, которые проводились StartUpWomen Ru. В какой-то момент я поняла, что хочу показать, что и в Узбекистане, откуда я родом, тоже есть огромное количество талантливых женщин с интересными идеями и проектами, о которых надо рассказать. Да и, к тому же, анализ рынка показывает, что у нас женское предпринимательство как социальный проект еще в зародыше, оно не развито, и мне бы хотелось это изменить.



Франшиза была приобретена в июне этого года, сейчас мы делаем сайт, собираем информацию о существующих в Узбекистане интересных проектах. Хочется, чтобы люди имели доступ к информации о наиболее интересных бизнес-проектах нашей страны. Мы только начинаем свою деятельность, у нас много планов и идей, из которых, я думаю, вырастет нечто масштабное.


Как открывалось StartUpWomen Uz?

StartUpWomen — полезная для всех предпринимательниц smart-площадка, в которой обмен опытом — главная задача. А для тех женщин, кто только начинает свою деятельность — это хорошая мотивация и место, где можно встретить отличный пример для старта. Мы, безусловно, ориентированы не только на женщин, мы не отделяем себя от мужской части бизнес-мира, однако те ниши, которые нам интересы, ориентированы больше на женскую аудиторию, этим и объясняется наша направленность.



При перенесении какой-либо идеи на новую почву всегда возникают проблемы. Однако сейчас мы, как ни странно, с ними пока не столкнулись. Наоборот, имеет место большое количество откликов от различных компаний, которым нравится эта идея, и у нас уже есть своя сфера предприятий, намеренных поддерживать StartUpWomen Uz. Наверное, это национальная черта — относиться ко всему новому с широкими объятиями.

Пока еще, к сожалению, отношения с партнерами выстраиваются бессистемно — как только появилась страничка в Facebook, несколько компаний сразу связались с нами, желая сотрудничать. Одной из первых была компания StartUpMix, помогающая различным стартапам на пути становления и развития, они проводят обучающие семинары, выступления и лекции успешных людей, помогают и поддерживают. К тому же компания YaranCons отозвалась на новость о возникновении StartUpWomen Uz, предложив проводить бухгалтерские курсы для женщин-предпринимательниц бесплатно.



В связи с моей предыдущей деятельностью — я обучалась на курсах PMP от UJC — у меня у самой существует обширная база личных контактов, людей с различными бизнес-проектами, многие из которых также изъявили желание работать с командой StartUpWomen Uz.


Для дальнейшего развития нам необходимо, безусловно, налаживать связи с государственными структурами, отвечающими за развитие и содействие малому и среднему бизнесу. С учебными заведениями, на базе которых, и с помощью которых мы сможем делать различные краткосрочные курсы по необходимым тематикам. Ну и, безусловно, с крупными компаниями — брендами, готовыми оказывать содействие женскому предпринимательству и его развитию грантами, инвестициями и стажировками.



Но, самое главное, — для развития нам необходимы девушки-предпринимательницы, готовые рассказывать о себе, показывать свои работы и развиваться дальше.


Какие сложности?

Стартап-культура у нас, к сожалению, развита недостаточно. Главное сейчас — создать плодородную почву, чтобы людям хотелось творить, что-то делать, придумывать проекты и развиваться. В этом плане меня восхищает проект «ТЧК» в Ташкенте — насколько я знаю, у ребят были сложности, но они продолжают работать и своим примером вдохновляют развиваться.



В качестве результата хотелось бы, конечно, увидеть наш проект развитым до таких масштабов, чтобы, к примеру, девушки из России захотели приехать к нам и посмотреть на наши проекты. Я планирую провести Travel for Ideas Uzbekistan уже весной 2016 года.

Стереотипы об Узбекистане распространены очень сильно, поэтому на некоторых встречах в Москве я встречаюсь с непониманием и удивлением в вопросах развития бизнеса у нас в стране. На одной из встреч был вопрос — а есть ли в Узбекистане интернет, пользуемся ли мы социальными сетями. На другой встрече у меня спросили, а можно ли женщинам в Узбекистане заниматься бизнесом? Они разве не дома сидят?



Нужно развеивать эти стереотипы, но не путем споров и разглагольствований, а показывать своим примером, на деле, как женщины живут здесь и работают. Хочется впечатлять гостей тем, что они увидят в нашей стране.


Текст: Нигора Садуллаева.