«Когда случается плохое, я становлюсь страусом. Погружаю голову в песок и жду, когда гроза пройдет. Но иногда она не проходит. Продолжаю сидеть и недоумевать – за что природа обрушилась на меня. Это – неправильная постановка вопроса. Не «за что?», а «для чего?». Да, именно так приходится взрослеть…» (Маргарита Авдеева, солистка ГАБТа им. Алишера Навои).


«Я знаю, каким будет это интервью. Сначала вы начнете с шутки о встрече со мной. А в конце обязательно будет что-то, отсылающее к началу». Она сидит, откинувшись на спинку стула, на ее лице – искренняя улыбка.

«Долго не понимала, что такое "балет": все ругаются, бьют и кричат»

Любой школьник на уроках физики может поставить опыт, дабы убедиться в правильности гипотезы. Но человек, проживающий одну-единственную жизнь, лишен возможности проверить гипотезу опытным путем. Ему не дано узнать, должен был он или не должен был подчиниться своему чувству. Мне в этом плане повезло. Я никогда не жалела о том, что занимаюсь балетом. И проверить «правильность» своего выбора тоже не хотела. Балет – это мой смысл и образ жизни.



В детстве я занималась художественной гимнастикой, и по наставлению тренера пошла в балет. Долго не понимала, что такое «балет»: все ругаются, бьют и кричат. Это был переломный момент в жизни. В конце года я схлопотала двойку, и чуть было не вылетела из школы.


Наверное я мазохист. Этот минус помогает мне в работе.

По сути, заниматься танцами я не должна была: серьезная травма, отчисление из училища – все шло к тому, чтобы я оставила эту профессию. Мне неоднократно говорили о том, что ничего толкового из меня не выйдет. Врачи же утверждали, что с моей травмой танцевать невозможно. Но я везучая. Мне помогли люди, которые поверили в меня и не оставили.

«Все балерины ничего не едят и никогда не рожают»

Плюсы моей профессии – всегда хорошая физическая форма. Минусы – нехватка времени. Дома я живу, словно квартирантка: ухожу рано утром и возвращаюсь поздно вечером. На родных и личную жизнь совсем нет времени. К счастью, родители уже привыкли. Но это – издержки профессии.


Поверьте, быть «нормальным», человек искусства не сможет никогда.



Самая страшная боль, которую приносит балет – это мозоли. А еще бывает, что я часами отрабатываю определенное движение, а на сцене оно так и не удается. Вот здесь становится еще больнее... Душевная боль куда страшнее физической.


Все балерины ничего не едят и никогда не рожают. Мифов о нас много. Можно, конечно, попробовать не есть. Но тогда выдержать физическую нагрузку будет сложно. Рожать успешным балеринам раньше действительно было запрещено. Но сегодня даже самая успешная балерина, если считает нужным, может спокойно выйти в декрет, а после вернуться танцевать.

«Если у вас есть мозг, его надо использовать»

Отношения с коллегами в театре – это особая тема для разговора. Обычно они бывают сложными и противоречивыми. Но мне повезло, на удивление, я нашла общий язык со всеми.



Говорят, что балерины не блещут особым умом. Я не собираюсь полемизировать на эту тему. Да, наверное есть такие балерины, которые не уделяют должное внимание саморазвитию. Но о них, как правило, никто ничего не знает. Не нужно забывать, что балет – это синтез искусств. И без знаний и понимания музыки и литературы в этом деле делать нечего. Да и вообще, если у вас есть мозг, его надо использовать.


Нельзя бояться, когда работаешь, иначе ничего не получится.

Как в театре относятся к молодым талантам? Не могу сказать, что их сильно любят и очень ждут. Но пробиться возможно.

«Уходить нужно красиво и вовремя»

Трусость и самокритичность. Бывает так, что перед выходом на сцену начинаю прокручивать в голове всю хронологию «негативных» событий. Это могут быть прогулки с друзьями, ранний сон, большой перерыв во время репетиций. Когда я подсчитываю время, потраченное на свои «слабости», очень злюсь. Начинаю винить себя за то, что не посвятила занятиям каждую упущенную минуту. Так положительные моменты становятся отрицательными.



Старость для меня наступит, когда я не смогу сесть на шпагат.


Балет любит молодых. Пенсионный возраст балерины – 36 лет. Уходить нужно красиво и вовремя. Поэтому я часто готовлю себя к мысли о том, что однажды придется уйти. Это очень сложно, потому что всю жизнь отдаешься сцене. И в один прекрасный день приходит конец.

«Борьба женщин за их права превращается в ненависть к мужчинам»

Девочкам вечно говорят, что они должны быть хрупкими принцессами. Все это чушь. Девочка должна быть доброй, нежной и умной. А все, что касается внешнего вида – никому она ничего не должна.


Предательство – то, что меня пугает в мужчинах.



Красота – внутреннее проявление, но никак не внешнее. Это не стройная фигура, красивое лицо или длинные ноги. Красота – это ямочки на лице любимого тебе человека. Это слезы на глазах при долгой разлуке. Красота – это выражение лица, когда ты радуешься солнцу. Красота – это опухшее лицо, после бессонной ночи путешествий.


Самая выразительная часть женского тела – силуэт и длинные ноги.

Феминизм – это выбор каждого. Но я заметила одну закономерность. Борьба женщин за их права превращается в ненависть к мужчинам. Показать слабость, когда ты сильная – вот это настоящая женская мудрость. Еще и действенная, к слову.

«Институт выпил у меня всю кровь»

Гадкий утенок – так меня называли педагоги. А я слушала их и мечтала о главной партии в «Лебедином озере». В итоге все-таки станцевала ее. Было нелегко вжиться в два разных образа: черного и белого лебедя. Засыпала и просыпалась с мыслью о них, наблюдала за этими птицами в зоопарке, смотрела много фильмов. Кстати, «Черный лебедь» Даррена Аронофски мне не понравился. В фильме получилось так, будто все балерины не дружат с головой.



С отвращением отношусь к зависти. К сожалению, в моей среде много злых языков. Сложно ни с кем не конфликтовать, но я стараюсь найти общий язык со всеми. Иначе интриги из клубка смеющихся змей начинают давить на психику.


Институт выпил у меня всю кровь. Думаю, что деньги, которые я заплатила за контракт, лучше было бы потратить на себя и путешествия.

Читать мысли - способность, которой я хочу обладать. Иногда очень хочется залезть в головы чужих людей и услышать их самые сокровенные мысли.

«Вытри сопли и помоги себе сам»

Всегда добиваюсь своего. Стараюсь программировать себя: «Делай здесь и сейчас, другого шанса не будет». Обычно это ведет по жизни, но иногда моя категоричность и принципиальность становятся яблоком раздора в отношениях с близкими. По знаку зодиака я Рыбы. И знаете, как-то так сложилось, что я рыба, плывущая против течения.


Вытри сопли и помоги себе сам. Это правило, которого я придерживаюсь во всем.



Я счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом. То ощущение, которое дарит мне сцена, несравнимо ни с чем. Финал спектакля, аплодисменты зрителей, блеск софитов... Прихожу в гримерную, плюхаюсь в кресло и понимаю, что все нужно начинать с самого начала. Новые планы, бесконечные репетиции, упорные занятия. И знаете, мне это чертовски нравится.

«Я не веселая, не люблю это слово. Получается что-то вроде забавная, да? Хотя могу рассказать шутку». Замолкает, затем поправляется: «Хотя нет, шутка будет в начале». Она отправляется на репетицию, не закончив эпитафии. Вероятно, уже знает, что это - последнее предложение, связанное с началом.