Акмаль Пайзиев, руководитель проекта MyTaxi рассказал редакции VOT о становлении стартапа, первых заказах, сложностях с водителями и перспективах развития Start Up культуры в нашей стране.



Домашняя работа и первые шаги

Проект родился давно, но началось все с сервиса City Taxi в 2012 году. Мы долго и кропотливо работали над тем, чтобы автоматизировать процессы и исключить человеческий фактор везде, где это возможно. Но, к сожалению, у нас во многом были связаны руки, так как официально покупался российский софт, и мы не могли полностью менять его систему, вводить собственные изменения и перестраивать программу.


Проработав с ней определенное количество времени, мы поняли, что хотим иметь полный доступ к программной части, чтобы управлять всеми бизнес-процессами и развивать сервис так, как нам удобно. Так как мы видели рынок чуть дольше остальных, находились в нём изнутри, то знали почти все нюансы: когда ожидается наибольшая загруженность сервиса, когда приток клиентов минимален, и как строить работу приложения так, чтобы всем было удобно. И, наконец, проделав масштабную «домашнюю» работу, весной 2013 года мы принялись за работу над My Taxi.

В некоторых вопросах задача упрощалась, так как у нас уже была программа GPS-трекинга MaxTrack, на основе которой мы и писали нашу систему.

Первая версия приложения была готова к ноябрю 2013-го, но в ней было слишком много недочетов, недоработок и багов. Помимо того, что вызовы не поступали к операторам так быстро, как нам было необходимо - мобильный интернет находился в весьма плачевном положении. Немного повременив, мы смогли доработать технологию, увеличить скорость работы приложения и внутренних процессов.


Много времени ушло на диспетчерскую часть и создание функционала, который бы устраивал и нас, и наших клиентов. Так прошел 2014-й год, но результат все равно не устраивал нас в должной мере. Но дорабатывать дальше мы уже не могли - важно помнить о жизненном цикле стартапа. Если он не запускается быстро, если много времени уходит на разработку и оттачивание деталей, то энтузиазм членов команды понемногу проходит. Как ребенок рождается через 9 месяцев после зачатия, так и проекту отведено определенное время, за которое он должен появиться, иначе он может не появиться вообще никогда. И мы решили запускать наш сервис таким, какой он есть, дорабатывая мелочи в процессе.


Первая дата запуска была намечена на декабрь прошлого года, но приложение все еще было слишком сырым – очень много серьёзных багов помешало бы хорошему релизу, и мы передвинули дату на январь этого года.


Детали проекта и лояльность клиентов

Непосредственно перед запуском мы связывались с таксопарками и службами вызова такси, не работающими по автоматизированной системе. Упростили множество деталей – например, убрали функцию предварительных заказов, на что, кстати, тоже были свои причины. В самом начале у нас было слишком мало свободных машин и предварительные заказы стопорили работу всего сервиса. Позже мы, скорее всего, вернем эту функцию обратно.


Сначала на нас работало всего 15 машин и практически не было заказов. При этом было необходимо, чтобы водители были заинтересованы в работе, чтобы им был интересен проект. Доходило до смешного – я сам заказывал такси по каждому поводу, даже если это было не очень-то необходимо. Я мог сделать 10-12 поездок в день, иногда приходилось серьезно поломать голову над тем, куда поехать в очередной раз – катался по городу, приезжал в Bookcafe, ездил на встречи. Я старался оставлять чаевые водителям, чтобы их интерес к работе и энтузиазм не угасали. Но, конечно, так происходило только на первом этапе – постепенно мы создали страничку на Facebook, позже добавили Instagram, и количество клиентов понемногу увеличивалось.


Сейчас у нас 223 машины. Мы постоянно увеличиваем это количество, мы планируем обслуживать бизнес-класс и ищем партнеров. Наша система интуитивно понятна и спустя 15 минут обучения водитель уже понимает, как с ней работать, а благодаря системе оценки водителей они относятся к своей работе очень серьезно. Первостепенная задача на будущее – увеличить количество машин и подавать их менее чем за пять минут.


На сегодня у нас более 700 заказов в день, а когда мы начинали, их было не больше 14-ти. Путь от 14 до 700 был не самым сложным, если учесть, что мы не вкладывались в наружную рекламу, а из каналов продвижения были только социальные сети и пара продуманных акций на Восьмое марта и Навруз. Кстати, пока я это говорю, восемь пользователей заказывает такси через приложение.


За три месяца существования проекта мы выполнили 10 887 заказов, пик которых пришелся на Международный женский день, после него же количество заказов увеличилось вдвое. Акция, кстати, возникла спонтанно – мы просто сидели с друзьями и решили, что было бы неплохо, если каждый из них выйдет таксовать на своей машине на праздник. В итоге, 22 человека согласились участвовать в праздничной акции. Помимо этого, мы постоянно проводим конкурсы среди своих клиентов, вознаграждаем активных пользователей и не забываем повышать лояльность к нашему сервису.


У нас практически не было сложностей при релизе. Нам помог опыт, полученный за восемь лет существования компании Newmax Technologies. Конечно, всплывали мелкие баги и ошибки, но благодаря команде, которая работает над проектом, они исправлялись очень быстро. Хорошим тестом нашей системы был праздник Восьмого марта, когда мы провели акцию бесплатного такси – в этот день нагрузка была очень серьезной, но мы выдержали и отработали этот день достаточно неплохо.


Монетизация приложения тоже очень проста – определенный процент нам платят таксопарки города. Мы не хотим заниматься рекламой в приложении, нам более интересен внутренний маркетинг и его развитие. В долгосрочной перспективе этот путь сложнее, но намного интереснее и надежнее.


Выход на рынок, ситуация и клиенты

Ситуация с рынком всегда сложна тем, что вы можете строить множество гипотез и предположений, но на деле ваши догадки могут совершенно не совпадать с реальным положением вещей. К примеру, опираясь на опыт работы в City Taxi, мы были уверены, что службами такси пользуются в основном женщины. Какого же было наше удивление, когда основной аудиторией My Taxi оказались мужчины. Мне сложно объяснить, почему это так. Думаю, что мужчины просто больше дружат с технологиями. Также у нас много клиентов, которые являются владельцами собственных авто, но заказывают машины для кого-то или пользуются ими, когда идут на вечеринки и оставляют машины дома.


А если говорить о рынке приложений Узбекистана более глобально, то с уверенностью можно сказать, что ни одно популярное приложение не создавалось за один день. Когда люди будут масштабно использовать мобильные приложения? Когда они будут решать проблемы и задачи. Очень много приложений в нашей стране, да и в мире в общем, создавались просто для того, чтобы создать приложение – у них нет полезных функций, они не решают задач и проблем и не делают жизнь человека лучше. Если сервис не играет никакой роли в вашей жизни, то нет никакого смысла им пользоваться. Возьмите те же Facebook или Telegram - они популярны потому, что дают возможность выходить на связь в любое время и в любой точке мира, то есть помогают людям общаться.

Нашим приложением пользуются по той же причине – мы помогаем вызвать такси настолько быстро, насколько это возможно. В 70% случаев наши машины приезжают довольно быстро – без ожидания и проволочек. Такой скорости невозможно достичь стандартным способом, с помощью операторов. А благодаря грамотной работе GPS-трекинга вам не нужно объяснять никому, где именно находится ваш дом, какие у него ориентиры и, тем более, повторять это сотни раз операторам и водителям.


Любой успешный стартап может выйти на международный рынок и расширять границы. У многих приложений есть большой потенциал, с ними работают отличные толковые разработчики, у них есть достаточное количество инвестиций. Но проблема в том, что они не всегда хорошо изучают свой рынок и его показатели. Далеко не все предприниматели понимают местный рынок, его особенности и нюансы. Не понимая своего собственного рынка, выходить на международный практически нереально, придется менять показатели, систему и вкладывать совсем другие ресурсы. Ну и конечно, если вы говорите о выходе на международный рынок, значит вы уже отработали бизнес-модель на своем и хотите расширяться. В остальных случаях это не целесообразно.


О стартапах в Узбекистане

Одним из факторов появления и развития стартапов в нашей стране является наличие успешных проектов, которые показали бы, что развивать свое дело можно, и это дает немалый результат. Ко второму, не менее важному фактору в развитии этой культуры я бы отнес благодатную экосистему. Наша почва - это ресурсы: деньги, разработчики и условия. Важно иметь понимание бизнес-процессов и хотеть развиваться и созидать. По статистике, чтобы появился один успешный проект, должно существовать и функционировать ещё сто. Ну и конечно, хорошая и сильная команда.


Если мы говорим об IT индустрии, то здесь нельзя обойтись без разработчиков. А вот с ними у нас как раз не всё так хорошо, как хотелось бы. Толковым разработчикам выгоднее работать на аутсорс. Это не считая того, что существует очень большая проблема с подготовкой студентов – университеты не готовят толковых кадров, а набирать опыта самим тоже почти не на чем. Компании стараются восполнить этот пробел – набирают самоучек, готовят их на проектах и спустя какое-то время получают middle-специалистов. Мы набирали команду с большими трудностями, и до сих пор они не закончились.


Многие разработчики работали с нами с самого основания Newmax. У нас нет четкого разделения по проектам, почти все они универсальные солдаты, которые могут почти все. Я очень горжусь нашими разработчиками, их амбициями и опытом. Меня радует то, что они вовлечены в проект, что они получают удовольствие от того, что делают. А мы, в свою очередь, стараемся сделать условия их работы как можно более комфортными.


Что хотелось бы улучшить?

Сейчас у очень многих жителей Ташкента есть смартфоны, благодаря которым они могут пользоваться различными приложениями. У нас есть аудитория, есть спрос на услуги такси. Но службами такси спрос не ограничивается – можно развивать и автоматизировать службы доставки еды, курьерские службы. У нас большая потребность во многих социальных сервисах, рестораны и кафе могут с помощью приложений повышать систему лояльности, пока хорошо это развито только у кафе «Кафе». Идей множество, главное, иметь видение своего проекта и знать, как его монетизировать.


Стартапы создаются от того, что человек хочет развиваться. Когда он видит успешный проект, ему хочется делать нечто свое, что будет приносить ему постоянный доход. И это нормально. Более того, такое положение вещей способствует развитию рынка.


Не существует готовых рецептов, как стать успешным. Это как строить дом, когда ваши кирпичики находятся в разных местах. Ваша задача в данном случае - найти самые хорошие кирпичи, правильно сложить их в единое целое и укреплять всеми от вас зависящими способами. Если вы все сделаете правильно, ваш дом будет стоять долго и выдержит любые катаклизмы. Это постоянный поиск идей, это поиск знаний, опыта, людей. Если говорить об IT-стартапах, необходимо потратить много времени на тестирование, проверить множество функций и запускать проект – а дальше рынок сам все подскажет.


Текст: Даша Солод