В июне прошлого года в Ташкенте открылся первый коворкинг-центр «ТЧК». С момента открытия он собирал под своей крышей ярких и интересных жителей Ташкента. За год своего существования он успел закрыться, казалось бы, навсегда, и открыться вновь и зарекомендовать себя как успешный стартап.


Создатели проекта Анастасия Ли и Алишер Сейтниязов рассказывают историю создания с взлетами и падениями, а также раскрывают несколько секретов.


Зарождение идеи

Проработав семь лет за границей, я вернулась в Ташкент и, занимаясь фрилансом, столкнулась с отсутствием публичного рабочего пространства. Масса отвлекающих факторов дома, отсутствие необходимой скорости интернета, постоянные поиски мест для встреч с друзьями, клиентами, партнерами и коллегами – все это казалось мне невероятно энергозатратным. А так как я давно вынашивала идею создания коворкинг-центра в Ташкенте, собирая в папку «Мечты» фотографии, наработки, зацепки и планы, отсутствие удобного рабочего места подтолкнуло меня реализовать эту мечту в реальность.



Знакомство с Алишером Сейтниязовым было знаковым – я узнала, что и у него есть такая же идея, но в более абстрактной форме. И после двадцатиминутного общения мы решили рискнуть и осуществить общую идею.


Ожидания и реальность

Перед открытием «ТЧК» мы думали, что наша целевая аудитория – IT-тусовка. И, естественно, мы ожидали вал айтишников, разработчиков, программистов и людей творческих профессий, на которых обычно рассчитаны коворкинги за пределами Узбекистана.



В день открытия мы сделали вход свободным, ожидая посетителей и надеясь услышать хоть какие-то отзывы, пожелания и рекомендации. Но обратной связи мы так и не дождались.


Дело в том, что наше IT-сообщество не готово к работе в коворкинг-центрах. Ни система лояльности, ни акции, ни различного рода скидки не могут привлечь в «ТЧК» свой «костяк». Большая часть разработчиков и фрилансеров Ташкента уже имеют свою базу клиентов и работают в домашних условиях. В первое время после открытия постоянных коворкеров становилось все меньше и меньше. Закрыв первый месяц с нулевой прибылью, мы решили идти в несколько ином направлении.



Поскольку основную часть людей, посещающих нас, составляли обычные студенты, фотографы, музыканты и совершенно разные, но далекие от программирования люди, на свой страх и риск мы отступили от первоначальных планов и начали организовывать различные тематические встречи, чтобы прощупать свою целевую аудиторию.


Метод проб и ошибок

Будучи первыми в данном направлении, мы столкнулись с отсутствием какой-либо статистики на нашем рынке. Было сложно делать анализ и разрабатывать план действий. Ввиду различных факторов пришлось формировать статистику самостоятельно.


Нас отговаривали практически все наши знакомые и друзья. В основном аргументируя тем, что этот проект совершенно нерентабельный для нашего рынка.



Коворкинг – это формат, который находится в постоянном развитии. Не существует определенной формулы успеха, по которой можно с точностью сказать, каким должен быть коворкинг-центр, и мы стали создавать свою особенную концепцию коворкинга на базе собственных проб и ошибок.


Невозможно быть готовым ко всему и сразу, но, взявшись за реализацию нашего проекта, Алишер, вложив собственные средства, был готов к тому, что первые месяцы работы не принесут нам особой прибыли. За семь месяцев нам удалось выйти только на первые шаги оборотной окупаемости. Коворкинг – это проект не одного дня.


Чем вдохновлялись

Поскольку главный офис Silk Road Media, где я работала на протяжении семи лет, находился в Лондоне, а все последующие филиалы – в странах Центральной Азии, сотрудники часто разъезжали по странам и работали, где придется. Первые коворкинг-центры в Центральной Азии появились в Киргизии. Одновременно открылось три разноформатных коворкинг центра, которые довелось посетить и которые произвели на меня впечатление.



Особенно меня вдохновил коворкинг-центр «Дом 163» в Бишкеке. Это была невероятно атмосферная площадка, которую посещали интересные, креативные, идейные люди. Не столько для работы, сколько для общения, обмена опытом и вдохновения.


Рестарт

Проанализировав все проблемы и ошибки, мы приняли решение уйти на ремонт. Нам было необходимо решить ряд технических и операционных задач, с которыми мы столкнулись за семь месяцев работы. Главной задачей было изменение концепции. Коворкинг-центр в чистом виде не сможет «выжить» в Ташкенте, и потому мы стали учитывать мнения и пожелания наших постоянных клиентов.


Мы решили добавить общепит, алкоголь и проводить еще больше мероприятий, чтобы наши посетители смогли расслабиться и подкрепиться в вечернее время, не покидая территорию «ТЧК».

В первую очередь это идейный проект, который постоянно развивается, меняется и требует инвестиций. Мы смогли отойти от общепринятых рамок коворкингов, стали более детально изучать свою аудиторию и рынок в целом.


Это дело стало настоящим детищем, которое мы проносим через свою жизнь. Мы создаем для себя и своих близких сообщество, в котором нам комфортно жить, развиваться и творить, и «ТЧК» стал нашим домом.



Перед открытием мы очень многое сделали своими руками - бинбэги, сидушки, чехлы для подушек и даже фартуки для персонала мы шили бессонными ночами на трех швейных машинках в ночь перед запуском, столы собирали вместе с охраной, красили стены.


Какие-то вещи были принесены из дома, какие-то принесли наши друзья и наши постоянные посетители.


Деньги и отношения

В проект было вложено немало средств – изначально это были наши собственные деньги, на второе открытие мы смогли привлечь инвестора. Сейчас в учредительский состав входит Бобир Акилханов, который внес определенную сумму и помог нам двигаться в новом направлении. Бобира мы нашли благодаря Бахтиеру Хасанову, который порекомендовал нас.


А дальше все развивалось само собой. Бобир - человек сильной воли, заинтересованный в развитии локальных проектов. Мы искали людей равных по духу, интересных и готовых делать что-то новое в стране.


Сейчас мы наиболее близки к тому, чтобы наш коворкинг стал атмосферным и особенным местом для многих людей. Даже наш новый персонал – это студенты и, в первую очередь, люди, которые любят «ТЧК», которые бывали в нем прежде и которым нравится здесь находиться.



Мы стали тем местом, куда можно прийти днем и поработать так же, как в любом коворкинге, а вечером расслабиться, отдохнуть и пригласить друзей. Сложно найти столь же разностороннюю аудиторию, как у нас. Наша цель – создать место для людей, где можно отлично провести время даже в понедельник и не ждать выходных, поэтому на каждый день у нас что-то запланировано.


За время своего существования мы познакомились с кучей интересных, творческих людей, многие из которых стали нашими друзьями. Вместе мы постоянно придумываем что-то новое – встречи, мастер-классы, проекты. Но самая большая заслуга «ТЧК» в том, что мы с Алишером нашли друг друга: проект настолько сблизил нас, что теперь мы не просто партнеры по работе.


Конкуренция

Мы рады любой конкуренции, хотелось бы, чтобы формат коворкинга в Узбекистане имел право на жизнь и развивался. Свой стратегический ход в развитии рынка мы уже сделали. Необходимо, чтобы люди отошли от определенного, классического понятия коворгинг-центра. Коворкинги могут быть специализированными как для портних, айтишников, художников, архитекторов, так и для деятелей любой другой профессии.

Но нужно помнить, что проекты такого рода требуют креативного подхода и постоянного развития. Инвесторы не видят в этом формате денег, не видят финансовой отдачи в стиле «купи-продай», однако не стоит основываться на необдуманных страхах и рисках, а стоит немного по иному подходить к своей идее, цели, и тогда у вас все получится.


Текст: Катерина Хван

Фото: Роман Сайфутдинов