Путешествие для начинающих - это небольшой гид по миру и по Ташкенту, где мы расскажем все самое необходимое для тех, кто решился выйти из дома и познакомиться с окружающим пространством. Первое обязательное место для ташкентцев - комплекс Хаст Имам. Зачем отправляться в старый город, что посмотреть и на что обратить внимание?



Ансамбль «Хазрати Имам»

Архитектурный Ансамбль «Хазрати Имам», или, как его называют ташкентцы, «Хастимом» («Святой Имам») является признанным религиозным комплексом столицы. На протяжении многих столетий на этом месте возводились различного рода постройки, в итоге сформировавшие сегодняшний облик ансамбля. Примечательно, что до 2007 года Хастимам не воспринимался как ансамбль, так как из одной точки невозможно было увидеть сразу все исторические постройки.


Средневековые здания, украшенные живописным орнаментом, терялись среди множества одноэтажных глиняных домов. В 2007 году Ташкент был объявлен культурной столицей исламского мира, и, по инициативе Президента, началось благоустройство Хастимама. После того, как разровняли площадку и убрали старые дома, пять старинных зданий, мгновенно представшие взору, образовали некий ансамбль.


Мавзолей Хазрати Имама

Седьмой век нашей эры ознаменовался в истории человечества веком арабских нашествий и распространением Ислама в мире. Вдохновлённый крупными победами арабский халифат периодически вторгался и в Византийскую Империю. Арабо-византийские воины бушевали не только на полях сражений, но и на дипломатических полях. Именно для этой цели арабским халифам нужен был опытный, интеллигентный дипломат, искусно владеющий несколькими языками и умеющий тонко и остро подметить слабости врага. Так при дворе арабских халифов – Аббасидов – появился Абу Бакр аш-Шоший.

Полное имя этого человека было Абу Бакр ибн Али Исмоил Каффаль аш-Шоший. Родился он в 903 году в Ташкенте, в семье изготовителя замков. Отсюда его прозвище «каффаль» - «замочник». Юный Абу Бакр, не желая становиться простым ремесленником, отправляется изучать фикх (нормативно-правовая часть шариата), а вместе с ним и другие науки, сначала в медресе Ташкента, Самарканда, Хорасана, а затем и в столицу арабского халифата и центр науки мусульманского мира – Багдад, где он и проводит большую часть своей жизни.


Будучи дипломатом при дворе халифа, Абу Бакр Каффаль Шаший вовсе не являлся лицом духовным. Он был поэтом, ученым и дипломатом. Сохранились документы, которые он составлял для переписки с Византийским императором. Его колкие и остроумные слова в адрес императора Никифора II очень нравились правителям халифата, поэтому в Багдаде он был знаменит как «Великий Ташкентец» - «Шоший Аль Кабир».


Известен случай, когда византийский император Никифор II велел написать злобное письмо халифу в стихотворной форме, на что Шоший Аль Кабир ответил ему остроумной поэмой из 74 строк, написанной таким же метром, строфой и рифмой, какой был у Никифора II. (Интересно отметить, что спустя 7 веков подобная переписка состоится между запорожскими казаками и турецким султаном, которую художник Илья Репин искусно отразит на своём знаменитом полотне).


Кроме стихов известны также труды по философии («Красота диалектики») и исламскому праву («Махасину Шариат»), написанные Аль Кабиром, и по сей день пользующиеся большим успехом.


В конце жизни знаменитый ташкентец с почётом возвращается на Родину. Но спокойно встретить благородную старость в родном Шаше ему не позволяют участившиеся набеги тюрков-караханидов на восточные территории арабского халифата. Положение усугубляло и то, что племена Караханидов не были мусульманами. Аль Кабиру вновь приходится проявить своё дипломатическое мастерство и убедить правителей Караханидов принять Ислам и склонить их к мирному правлению. В связи с этим городская элита именует его «Хазрати Имом» («Святой Имам») и Святым Покровителем Ташкента.

В 976 году в возрасте 73 лет Абу Бакр Каффаль Шаший умирает, и его хоронят в мавзолее, который и по сей день почитается мусульманами всего мира.


Гробница Хастимама несколько раз разрушалась, но её вновь восстанавливали из старого кирпича. Сегодняшнюю форму из жженного плиточного кирпича, украшенную майоликой и ганчевой панджарой, мавзолей приобрел в 1541 году, о чём свидетельствует надпись на фасаде здания, где кроме даты также указан архитектор мавзолея - Гулям Хусеин и каллиграф - Кудрат. В начале 20 века у самого входа в мавзолей была сооружена невысокая арка, вынуждающая всякого входящего сюда склонить голову перед усыпальницей великого соотечественника.


Вокруг мавзолея Хастимам имеются много захоронений и надгробий его сыновей, учеников и других уважаемых людей того времени. Считалось честью быть погребённым подле Великого Ташкентца. Вместе с Аль Кабиром внутри мавзолея погребён другой поэт, живший в 16 веке и воспевший солнечный Ташкент в своих бессмертных поэмах, - Зайнуддин Васифий, а также основатель САДУМа (Среднеазиатское Духовное Управление Мусульман) Эшон Бабахан, который в 1943 году встречался со Сталиным с целью восстановления исламского центра в Ташкенте.


Медресе Баракхан

В самом начале 16 века из великого города Герата, который захватывает грозный иранский шах, бежит знаменитый поэт и ученик Алишера Навои - Зайнуддин Васифий. Подолгу скитаясь по городам Мавераннахра, он, наконец, попадает в Ташкент.


В это время ташкентские султаны устраивали свои резиденции около мавзолея Хазрати Имам. Это место было популярно не только благодаря усыпальнице знаменитого ташкентца, но и из-за звонко струящегося канала Кей-Кавус, названного в честь былинного царя из великого эпоса Фирдауси «Шахнама». Кроме того, здесь раскинулся огромный яблоневый сад («себзар») – Боги Кей-Кавус. Эта местность до недавнего времени так и называлась – «Себзар» («Яблоневый Сад»).

Новоприбывший поэт Васифий, желая продемонстрировать свой талант перед правителем Ташкента Суюниджиханом (приходившемуся внуком Улугбека), пишет большую поэму о Ташкенте:

О, что за царство! И лужайкам рая
Не выдержать сравненья с древним Шашем,
А тот, кто поселился здесь надолго,
Забудет навсегда о райских кущах.
Пожалуй, умереть в Ташкенте лучше,
Чем жизнь влачить в любом чужом краю!


Восторженный ташкентский султан принимает поэта к себе во двор и назначает его воспитателем юных царевичей (Интересен аналог из российской истории, где поэт Жуковский также воспитывал российских царевичей Романовых). Все царевичи, станов султанами Ташкента, помнили и уважали своего талантливого учителя словесности. А один из них, правитель Ташкента Навруз Ахмадхан, по прозвищу Баракхан («удачливый»), строит для своего учителя медресе, чтобы тот стал в нем мударисом (ректором). Так в ансамбле Хастимам появляется крупнейшее строение - Медресе Баракхан.


Именно в этом медресе Васифий напишет главную книгу своей жизни - «Жемчужины истории». Эта книга о событиях из жизни Тимуридов и Шайбанидов будет пользоваться огромным успехом, и благодаря этому значительное число прижизненных рукописей поэта дошли до нас. «Жемчужины истории» переведена на многие языки, включая русский и английский.

Возведённое в первой половине 16 века, медресе Баракхана со временем многократно восстанавливалось. В связи с многочисленными реставрациями сооружение потеряло первоначальный вид. Современные архитекторы дополнили здание лишним куполом и немного исказили пропорции здания. В те времена медресе было знаменито своим единственным голубым куполом («кук гумбаз»). Именно под ним, где сегодня торгуют сувенирами, находилась усыпальница ташкентских султанов, чьи эпитафии на могильных камнях сочинял всё тот же поэт Васифий.


Несмотря на то, что медресе служило для образовательной цели, внутри него размещались два мавзолея: мавзолей Суюниджихана – первого правителя Ташкента из узбекской династии Шейбанидов, и Безымянный мавзолей, предназначенный для самого Баракхана. Однако Баракхан, покоривший весь Мавераннахр, был погребен в его столице – Самарканде.


До 2008 года медресе Баракхана использовалось как резиденция САДУМа, и международные делегации из разных исламских стран обязательно бывали здесь.


Мечеть Тиллашейх

Еще одним сооружением Ансамбля Хазрати Ими является мечеть «Тиллашейх» (в переводе - «Золотой Шейх»). Мечеть построена в середине 18 века на средства одного из богатейших людей города. Прилегающая к ней махалля тоже носит имя основателя мечети.

Несмотря на её скромные размеры и архитектуру, Мечеть Тиллашейх когда-то являлась главной мечетью Ташкента. После реставрации 2007 года внешнее обрамление здания сильно изменилось. Для удобства молящихся мечеть состоит из двух частей — михрабов. Мечеть Тиллашейх работает во все дни кроме пятницы.


Мечеть Намазгох

Было время, когда Ташкент не входил ни в какие ханства и сам являлся независимым государственным образованием. Правителем молодого Ташкентского Государства был сын Шейхантаурского хакима - Юнусходжа. Он, основав своё государство, быстрыми темпами развивает промышленность, торговлю и сельское хозяйство. Успешно проводит денежную реформу и чеканит свою монету. Стремительное развитие Ташкентского Государства вызывает тревогу у Кокандского хана – Алимхана и, после смерти Юнусходжи, ему удаётся захватить Ташкент.


Для многотысячной армии Кокандского гарнизона, служившей в завоёванном Ташкенте и волею судьбы оказавшейся далеко от родины, Кокандский хан велит построить мечеть Намазгах. Это особая категория мечети, на которую возлагается приём верующих в дни важнейших праздников для мусульман – Курбан Хаит и Рамазан-Хайит, когда все мусульмане должны находиться в кругу семьи и вместе отбывать моления.

За строительство мечети берётся некий Ходжа Исхак, чья могила позже будет размещена в самой мечети. В период с 1845 по 1867 гг. строительство завершается.


Здание представляет собой вытянутую постройку в виде купольных галерей с деревянным айваном. Стены мечети сложены из жженого плиточного кирпича. Интерьеры не декорированы.


В годы революции мечеть Намазгах разрушат и разграбят, а в 1970 будет восстановлена и передана Управлению мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ). В архитектурном плане здание очень сильно переменится со времен его создания.


В 1971 году на территории мечети откроется Исламский институт имени Имама Аль Бухари – первый и единственный религиозный ВУЗ на территории бывшего СССР, что тоже является заслугой Эшан Бабахана. Авторитетное высшее учебное заведение готовит богословов и преподавателей медресе. Почти все муфтии на территории СНГ являются выпускниками именно этого ВУЗа.


Медресе Муй Муборак

Вместе с медресе Баракхана, мечетями Хазрати-Имом и Тилля-шейха Медресе Муи-Муборак является частью архитектурного ансамбля Хастимам. Она возведена в середине XVI века, однако много раз основательно перестраивалась.


Изначально здание служило ханакой для дервишей. Ханака была предназначена для того, чтобы дать паломникам приют в жилых кельях — худжрах. Затем ханака использовалась как медресе для студентов. Сегодня медресе Муй Мубарак выполняет функцию библиотеки. В нём хранятся более 20 тысяч рукописей, литографий духовного содержания, переводы Корана более чем на 30 языках и тысячи книг и рукописей муфтията, безвозмездно переданные в дар библиотеке первым муфтием Духовного Управления мусульман Средней Азии и Казахстана шейхом Эшоном Бабаханом.


«Муй-Муборак» переводится как «святой волос». В медресе хранится волос пророка Мухаммеда (мир ему), в связи с чем оно получило своё название. Но всё же главной реликвией всего комплекса Хастимам бесспорно является единственная из сохранившихся оригинальных рукописей Корана, датируемая началом VIII века. Она была написана учеником, стенографом и секретарём пророка Мухаммада (с.а.в.) - Зейд ибн Сабитом в 650 году по поручению третьего халифа Османа.


Всего при Халифе Османе было выполнено пять копий Корана. Из них личный Коран Османа, хранящийся в медресе Муй Муборак, считается единственным уцелевшим. В 2000 году международная организация ЮНЕСКО выдала специальный сертификат, засвидетельствующий его подлинность. В 2007 году Коран Османа был помещен в специальный саркофаг, изготовленный в Германии. Коран состоит из 353 листов, из них 284 листа из выделанной оленьей кожи (пергамента), 69 листов из бумаги (были дополнены позже, после утери первоначальных листов).

По преданиям, на страницах Корана, сделанных из оленьей шкуры, проступают пятна крови Халифа Османа, убитого во время чтения этой священной книги. В XV веке Амир Темур привёз Коран в Самарканд, где он и пробыл вплоть до XIX века. После завоевания Самарканда царскими войсками Коран был увезён в Санкт-Петербург, где был основательно обследован учеными-востоковедами.


В 1905 году российский арабист Шибунин создаёт факсимильную копию Корана на бумаге. Копия, сделанная в натуральную величину, сегодня хранится в Государственном музее истории Тимуридов. Лишь в 1921 году удаётся вернуть священную книгу в Ташкент, а в 1991 году возле медресе Баракхана состоялась торжественная передача священного Корана Халифа Османа из музея истории в библиотеку Хастимам.


Поминальная мечеть Хазрати Имам

Завершающим штрихом в композиции всего ансамбля стала соборная мечеть Хазрати Имам, возведённая в 2008 году по проекту Президента страны. В отличие от множества современных мечетей Ташкента поминальная мечеть выполнена в традициях средневековой ташкентской архитектуры. Имеется два купола, внутренняя часть которых украшена сусальным золотом.Двадцать резных колонн из сандалового дерева украшают айван у входа в мечеть.

Благодаря искусным конструкциям оконных проёмов солнечные лучи способны проникать в самую глубь мечети в любое время суток.


Два минарета высотой в 54 метра украшают фасад мечети. Стоит отметить, что высокие минареты были для Ташкента нетрадиционны, так как город расположен в сейсмически активной зоне. Тем не менее, сегодня, в эру железобетона, подобная конструкция становится возможной.


Как итог

Хотя Ансамбль Хастимам по праву считается религиозным центром столицы, не стоит забывать, что все деятели Хастимама, так или иначе, имеют отношение к культуре, в частности, к литературе. Это поэт, полиглот и дипломат Абу Бакр аш-Шоший, автор многих книг, переведённых на мировые языки. Это истинный лидер и патриот своей страны Эшон Бабахан, который не побоялся отстоять свои идеи перед советским руководством и самим Сталином, а также оставивший интересные воспоминания об этом. И, наконец, это поэт и эссеист Зайнуддин Васифий, воспевший навеки древний город Шаш.


Текст:Тимур Сталинов

Фото: Роман Сайфутдинов