Узбекистан – край специй, приправ, трав и пряностей. Конечно, до Индии нам далеко, но и наш набор впечатляет. В стране, где специями торгуют везде, где только можно, появилась молодая компания Spice Expert, единственным направлением которой является расфасовка и продажа специй.


Можно было бы предположить, что век у команды будет не долог, но продукция быстро полюбилась жителям нашего города, а Spice Expert увеличивают ассортимент и работают над качеством. Совладелец компании, Джасур Саидахмедов рассказывает VOT о первых шагах, отличии продукции и прелестях ведения бизнеса в Узбекистане.


Начинали мы с 50 кг зиры

На мой взгляд, в жизни ничего не происходит случайно – каждое решение несет за собой определенные события и приводит к определенным результатам. Можно было бы сказать, что идея создания Spice Expert появилась случайно, но это будет не совсем верно. Дело в том, что работать с упаковкой я начал довольно рано – меня пригласили работать в компанию авиационного кейтеринга, из-за большой любви к Артуру Хейли и его «Аэропортам» я согласился, и с тех пор, не уходил из этой сферы.


В основном я работал в Москве и возвращался в Ташкент лишь во время отпуска. И как раз в один из дней отдыха, я понял, что мне очень скучно и я хочу продолжать работу. Мои родственники познакомили меня с Ильмиддином – невероятным специалистом в мире специй, фанатично любящим свое дело. И в результате бесед, мы решили заняться производством специй. Изначально в проекте нас было четверо – мой двоюродный брат Искандер, бухгалтер Лина, Ильмиддин и я. Инвесторов у нас не было, Spice Expert мы запускали на свои сбережения, и ресурсы составляли пять-шесть тысяч долларов на четверых.

Умение общаться с людьми и завязывать контакты помогает почти всегда. Во всяком случае, нам с этим везло не раз. Проблему помещения я решил очень быстро – обратился к своему бывшему работодателю и арендовал небольшой зал на 13 квадратов. Помогая знакомому с растаможкой оборудования, я смог купить упаковочный аппарат, который он и пытался забрать с таможни. Но весело то, что, когда мы зарегистрировали компанию, взяли все необходимые сертификаты, купили оборудование и заплатили за аренду, мы смогли купить только 50 кг зиры и 50 кг лаврового листа. Больше в нашем ассортименте не было ничего. Работать мы начали с Makro, потом обратились в Korzinka.uz и они пошли нам на встречу, как молодым предпринимателям, за что мы им невероятно благодарны.


Первое время после запуска, Ильмиддин очищал зиру вручную, не пропуская ни одного зернышка, продувал мусор вентилятором, перебирал каждое зерно, вытаскивая неподходящие, потом просеивал через сито и в конце пропускал это всё через бактерицидную лампу, чтобы уничтожить все микробы и бактерии. Он мог сидеть пять-шесть часов разбирая приправы и получал от этого удовольствие. Да и вообще почти все процессы мы вчетвером выполняли вручную – упаковывали, разбирали, закупали и нам это нравилось.


Рынок, конкуренция, покупатели…

Конечно, мы проводили некое маркетинговое исследование, чтобы успешно внедрить продукт на рынок. Изучали уже представленную продукцию в основных супермаркетах столицы, старались выявить их недостатки, для того, чтобы наша была более востребованной у покупателей. Помимо того, что мы первыми выпустили баночную и прозрачную упаковку, мы также были первыми, кто представил на рынке целые палочки корицы наравне с перемолотой.


Вообще, большинство нашей продукции продается как в молотом, так и цельном виде. Об этом мы подумали также в ходе изучения рынка. Я думаю, что предлагаемые специи должны быть самого высокого качества, а также продаваться в нужной упаковке – например, мускатный орех в молотом виде теряет свои вкусовые свойства через десять дней, и его рекомендуется пропускать через терку непосредственно перед употреблением. В идеале специи вообще следует смешивать перед употреблением или в процессе приготовления пищи.

У молодых предпринимателей, впервые начинающих свое дело, есть одна большая проблема – они могут предложить отличный проект с прекрасной концепцией. Но изучив рынок и столкнувшись с конкуренцией, они бросают свои идеи, опасаясь быть задавленными. Но когда вы покупаете технику, вы едете на Малику, а там множество магазинов и конкуренция очень высока. Но это никого не останавливает. Конкурентов не нужно бояться, им надо радоваться. Рынок в конце концов большой и места хватит всем.


Конкуренты у нас, конечно же, есть, было бы странно, если бы в нашей стране их не было. SpiceExpert работает с крупными сетями супермаркетов, такими как Korzinka.uz, Smart и Makro. И в этих маркетах вы можете увидеть товар компаний, которые давно работают на рынке специй. Ну и нельзя не упомянуть, что у нас на базарах, торгуют специями испокон веков. Но, как я уже говорил выше, эта продукция либо не обработана должным образом и без упаковки, либо продается в закрытых пакетиках, и вы не видите того, что покупаете.

При наличии конкуренции самое сложное, как нам кажется, это завоевать доверие покупателя. Естественно, что клиенты смотрят с опаской на нового и неизвестного производителя. На начальном этапе мы старались как можно скорее ознакомить клиента с новым товаром, для этого устанавливали фирменные стенды со специями в супермаркетах. И радует, что клиенты возвращались и довольно лояльно отнеслись к новому бренду с «перчиком». То, что наши клиенты относились к нам лояльно, мы тоже устанавливали вручную. Статистика собиралась смешным образом – каждый день мы проводили по несколько часов в маркетах, наблюдая как часто и что именно покупают люди.


В Москве я был знаком с одним из крупных специалистов в области ритейла, который делился со мной множеством различных фишек и секретов. Когда наша команда начала работать с покупателями и столкнулась с тонкостями мерчендайзинга, её советы нам очень помогли, и мы знали, как лучше ставить стенды, где их расположить и т.д.


Начинали мы методом проб и ошибок, как и все молодые предприниматели. Сначала с небольших партий, затем отметили спрос на нашу продукцию и стали расширяться. Сотрудники SpiceExpert всегда стараются получать обратную связь с покупателями через социальные сети, в частности через Facebook. С самого начала мы получали хорошие отзывы о качестве продукции, особенный интерес вызывала цельная корица. Хотя, конечно, не всё было так гладко. Были и пожелания по улучшению упаковки – первые партии были упакованы в прозрачные пакетики. Но после изучения отзывов и пожеланий, мы решили работать над ошибками и улучшать внешний вид продукции. На сегодняшний день линейка упаковок SpiceExpert следующая: прозрачные пакетики, баночки разного объема с дозаторами, а также мельницы многоразового использования.

Чтобы получить портрет нашего покупателя, мы проводили опросы и исследования и узнали, что это люди, которые редко готовят на скорую руку. Наши клиенты наслаждаются не только блюдом, но и процессом приготовления пищи и напитков, и самое главное – нашим клиентам важны эмоции, которые они в итоге получают, – это настоящие гурманы.


Мы расположились в среднем ценовом сегменте. Объясняется это тем, что у покупателя появилась возможность купить товар в больших баночках и сэкономить на объеме, или наоборот, при ограниченном бюджете приобрести недорогие пакетики маленького объема.


StartUp в Узбекистане, планы на будущее и реклама

Кажется, что запустить свой проект в нашей стране не так уж и просто – многих пугают сложности, которые могут возникнуть в самом начале. Оформления, некоторая доля бюрократии, к тому же всегда остается риск, что ваш товар могут не принять покупатели. Но на деле всё проще – вам всего лишь нужна команда, которая будет любить производимый продукт и будет хотеть развивать его и работать над ним.


В наши дни в Узбекистане идет активное развитие малого бизнеса. Что запускает и другие экономические механизмы в стране, следовательно, это немного упрощает работу со стартапами. Для нас делать свою любимую работу – это драйв, так же, как и готовить любимую пищу. И мы считаем, что это применимо ко всему экономически активному населению Узбекистана.


Кстати говоря о бизнес-стартапах. Вы можете мне не верить, но стартаперу намного проще вести свой бизнес в Ташкенте, чем в Москве. Это касается многих вещей, например, растаможки. В нашем кодексе прописано всё до мелочей и нет дыр, через которые таможенник может лавировать, поэтому растоможить груз за три дня, в Узбекистане вполне реально. В Москве на попытку вытащить точно такой же груз, у вас уйдет до 20 дней. Реальная разница ощущается в подходе к работе – в Ташкенте вы можете провести успешную встречу и решить вопросы и в 10 часов вечера, в Москве же, самое продуктивное время – это утро. Если вы не успели сделать что-то утром, вы практически потеряли день.

Мы хотели предоставить любителям кулинарии что-то абсолютно новое на местном рынке, но опыта в сфере продаж и продвижения у моей команды почти не было, нам просто очень повезло, что жизнь свела нас вместе. Ильмиддин – настоящий эксперт по специям, Искандер – человек, который несколько лет работал в упаковочной индустрии, Ангелина – наш бухгалтер, Муштарий – рекламщик, и, конечно, я, Джасур, студент-руководитель и маркетолог. Ах да, чуть не забыли про нашего чудесного SMM-менеджера Миру. Ещё одно наше везение – вся команда любит свое дело, просто потому, что любит специи. Кому-то нравится готовить и экспериментировать, кто-то не представляет чашку кофе без палочки корицы.


Когда мы запускались, никто не говорил об окупаемости и прибыли, мы знали, что делаем то, что нам интересно, поэтому просто ждали и получали удовольствие от процесса. В дальнейшем нам предстоит ещё очень много работы, мы планируем расширить номенклатуру продукции и продолжать улучшать упаковку. Скажу вам честно, изначально в проекте не планировались большие вложения.


Нам нужно было тратить деньги с умом, поэтому мы почти отказались от рекламы. Я убежден, что качественная продукция привлечет клиента быстрее, чем какая-либо реклама. Сейчас у нас есть официальная страничка в социальной сети Facebook для прямого общения с клиентами, и мы работаем над созданием сайта. Пока этого вполне достаточно.

А если говорить о советах тем, кто только начинает или планирует начать своё дело, всё очень просто. Есть идея? Совет один: собирайте команду и действуйте! И никогда, не при каких обстоятельствах не бойтесь рисковать. Каждый ваш шаг это уже своего рода риск, но ведь вы не прекращаете ходить. Тоже самое и в бизнесе – с риском сопряженно многое, но это не значит, что нужно опускать руки и ждать. Нужно действовать, потому что страшно будет всегда и стопроцентной уверенности в себе и своем деле тоже не будет никогда.


По моему опыту, могу сказать, что практически любая компания выходит на самоокупаемость только спустя 17 месяцев после запуска, так что, если вы запускаете проект ради денег и не обладаете терпением, вам будет сложно. Действуйте и вы будете вознаграждены.


Текст: Даша Солод