Итак, совершив перелет из пункта «А» в пункт «Б», в зале прилета вы внезапно обнаружили, что чего-то не хватает, а именно – вашего багажа, который так и не появился на ленте. Что же делать в подобной ситуации? Процедура действий громоздкая, но достаточно простая.



Он улетел, но обещал вернуться…

Первый ваш шаг – обращение к агентам по розыску багажа. Эти сотрудники в количестве двух-трех человек дежурят около багажной ленты по прилету каждого рейса, и узнать их не составит особого труда. Они могут ответить на все интересующие вас вопросы, попытаться удовлетворить претензии прилетающих и помочь с поиском.


Первое, что сделают агенты, если ваш багаж так и не появился, это взвесят оставшиеся, не потерянные сумки и чемоданы, а если их нет, то они перейдут ко второй части процедуры - по вашей багажной бирке открывается файл на международный розыск багажа и выдается электронная версия документа-заявки о потере, которую тоже нужно сохранить до успешного нахождения вещей.

К слову, компания «Узбекистон хаво йуллари» может похвастаться самым маленьким процентом потери личных вещей пассажиров, чаще всего они теряются в точке отлета или при перелете другими авиакомпаниями. В файле указывается описание багажа, его вес, внешние характеристики, и после этого пропажу начинают разыскивать по всему миру. Когда где-то находят похожую вещь, в наш аэропорт поступает запрос с описанием и ожиданием ответа – это то, что искали у нас, или стоит продолжить поиски.


Крайне важно, чтобы ваша багажная бирка была при вас – если вы её потеряете, доказать, что у вас был багаж, и вы его не получили, окажется в несколько раз сложнее. Правда, в последнее время предусмотрительные агенты клеят бирку непосредственно на билет, и потерять её будет крайне сложно.


Всё потеряно

Багаж ищут ровно 21 календарный день. При обнаружении вещей вам звонят из аэропорта, а именно – из отдела поиска багажа, и просят забрать находку. Если по истечении трех недель ваш багаж так и не нашли, вам опять же звонят агенты из канцелярии и просят написать заявление о пропаже. Заявление пишется в свободной форме на имя директора аэропорта «Ташкент» Хакимова Бахтиера Ибрагимовича. К нему же прикладывается необходимый пакет документов – копия паспорта с пропиской, посадочный талон или оригинал билета и распечатанная заявка, которую вам дали в самом начале при обнаружении пропажи. Всё это относится в канцелярию аэропорта в рабочее время с девяти утра до шести вечера кроме обеденных часов.


Так как аэропорт – зона закрытая для сторонних посещений, на проходной есть специальная кнопка вызова сотрудников канцелярии. Объяснив охраннику цель визита, нужно дождаться, пока он вызовет агента, и отдать тому свое заявление. Эта же процедура делается для требования компенсации при задержке багажа. И спустя три месяца после подачи заявления вам выплачивают деньги. Происходит это, кстати, в трех случаях – опоздании, утере и повреждении багажа.


Money, get back

В случае, если багаж все же нашли в течение трех недель, но факт задержки вас крайне сильно оскорбил или создал неудобства, вы можете потребовать компенсацию за моральный ущерб. Для её получения вам нужно написать такое же заявление, как и на пропажу, и по истечении трех месяцев вам выплатят деньги. Сумма компенсации составляет 17 СПЗ – специального права заимствования.


СПЗ - это банковское понятие, зависящее от множества внутренних нюансов, одно СПЗ варьируется от $19 до $22. Деньги эти выплачиваются только в сумах по государственному курсу, и забирать их необходимо в районном отделении вашей почты, куда они придут до востребования. Исключение составляют иностранцы – они получают компенсацию на территории своей страны и по правилам их аэропорта.

Второй случай выплаты компенсации — повреждение чемодана: сдавали вы его целым и невредимым, а вернулся он с явными, ярко выраженными дефектами. Для подобных ситуаций при аэропорте существует обменный фонд, где пассажир может получить равноценную по всем характеристикам альтернативу или денежную компенсацию. Но она может не соответствовать стоимости чемодана – расчет идет по килограммам веса поврежденной вещи и, также, спустя три месяца после подачи заявления, о котором говорилось выше.


Ну и, наконец, третья категория – утеря багажа с объявленной ценностью. Это отдельная статья перевозки, с которой лучше ознакомиться на сайте компании. Требование компенсации за этот вид багажа происходит по той же системе, что и в предыдущих случаях.


И наоборот…

Что особенно забавно, наш аэропорт страдает как раз-таки от обратной ситуации – теряются хозяева бесхозного багажа, и сотрудники розыскного отдела пытаются отыскать их по билетам, регистрациям и багажной бирке. Поиск идет около трех месяцев, если за этот срок хозяин так и не находится, багаж безвозвратно утилизируют – сжигают. Исключение составляют скоропортящиеся продукты – их уничтожают через три дня.


А если позаботиться о некоторых мелочах заранее, можно облегчить жизнь как себе, так и сотрудникам аэропорта. К примеру, багаж выдается исключительно тому, на кого он оформлен. Согласно законодательству Узбекистана, багаж не имеют права выдавать даже ближайшим родственникам. Очень важно оформлять его только на себя – вы можете перевозить не более 20 кг общего и 8 кг в ручной клади, за перегруз же нужно платить.


Хотя по большей части проблемы с багажом начинаются именно тогда, когда пассажиры аэропорта начинают хитрить и экономить – к примеру, оформляя свой багаж на соседей по рейсу. Уже прилетев в пункт назначения, ваш сосед спокойно забирает свои вещи, забывая про ваши и исчезая в неизвестном направлении. Как правило, мало кто обменивается контактами, и найти этого попутчика оказывается практически невозможно. И, в результате, вы остаетесь «один на один» со своей проблемой – даже при желании сотрудники НАК никак не смогут вам помочь.


Ну и еще один важный совет – проверять наличие багажа сразу же по прилету. Покидая территорию аэропорта, вы соглашаетесь с тем, что у вас нет к нему претензий, и после этого найти свои вещи будет намного сложнее. Хотя, конечно, нет ничего невозможного.


Текст: Даша Солод